Главное требование к учебнику - целостность и обзорность содержания его основных блоков. Целостность и обзорность - это взаимосвязанные категории, имеющие свои самостоятельные признаки. Целостность главы, параграфа не всегда ведёт к их обзорности (например, если в главе очень много параграфов), как и обзорность не всегда предусматривает целостность.
Целостность главы по составу обозначает, что она включает все элементы содержания образования (знания, способы деятельности- репродуктивные и творческие, содержание и другие связи между его элементами);все соответствующие программные вопросы; все процессуальные элементы, необходимые для усвоения предметного содержания. Целостность главы по связям обозначает, что в ней есть связи различного типа: фронтально- логические, содержательно-логические, структурно- функциональные, генетические, межпредметные.
Глава учебника должна иметь соответствующую разбивку на части, что способствует доступности и привлекательности визуального восприятия материала; иметь их логическую ранжировку, что вместе взятое «работает» на активизацию познавательной деятельности студента, преподавателя, рецензента и другого читателя. Остановимся на этих приёмах:
|
|
1. в главе должно быть в явном виде отражено соотношение целого и частного, указаны и выражены логическое ядро главы, логические блоки и их взаимосвязи;
2. названия больших параграфов должны быть максимально согласованными с названием главы, а подпараграфов – с параграфом;
3. материал должен строиться по дедуктивно-индуктивному принципу- от общего к частному, затем опять к общему, что отвечает закономерности осмысления: синтез-анализ- синтез (общее начальное и общее конечное отличается одно от другого);
4. в каждой главе целесообразно наличие таких элементов, как вступление, заключение, обобщающее повторение, задания по ходу глав и в конце их.
Каждый структурный компонент учебника выполняет соответствующие функции управления познавательной деятельностью студентов.
Вступление или предисловие должно состоять из двух частей - собственно содержательной и методической. В содержательной части раскрывается замысел главы, определяются её контуры, указываются её логическое ядро и блоки. В методической части раскрываются логика движения мысли при передаче содержания, приводятся возможные варианты его изложения в других средствах, которые составляют СУМО по данной дисциплине. Заключение содержит в себе обобщение приведённого материала, обосновывается переход к следующей главе.
Текст выполняет руководящую функцию – формирование научно-теоретического мышления студентов, а также служит своеобразный ориентировкой при раскрытии различных проблем учебного предмета. В тексте приводятся общие и частные подходы, раскрывающие концептуальные положения, закономерные и эмпирические зависимости, которые необходимо усвоить.
|
|
Текст учебника должен содержать материалы процессов и методов научной систематизации, классификации, обобщения эмпирических данных- всех тех составных, которые формируют основу теории. В учебнике необходимо проектировать виды деятельности студентов, которые связаны с формированием умений и приёмов систематизации.
Текст материала учебника разделяется на главы и параграфы. Структура параграфа должна быть целостной и обозримой для студента.
В параграфе блоки учебного материала должны выделяться содержательно, функционально и полиграфически с соблюдением оптимальных параметров:
· информационного объёма дозы учебного материала в двоичных единицах;
· степени абстракции излагаемого материала;
· системы изложения учебного материала;
· алгоритмизирования основ деятельности и др.
Таблицы, иллюстрации становятся средством организации и руководства учебно-познавательной деятельностью студентов при условии их использования в аналитической работе, т.е. необходимо связывать с заданиями, вопросы. С помощью проблемных учебно-исследовательских заданий реализуются учебно-развивающие и адаптивно- руководящие функции. Продуктивно задание требует самостоятельного исследования и практической работы, ориентирует деятельность студентов на уяснение, обобщение и использование знаний, стимулирует развитие приёмов умственной деятельности.
Следующим структурным элементом учебника может быть инструктивный материал, функция которого - руководство учебно-познавательной деятельностью студентов. Посредством этой функции организуются в чётко логической последовательности операции мышления и практические действия студентов, что способствует приобретению ими навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
Эффективность формирования исследовательских умений возрастает, если учебник будет прививать такие профессиональные умения, как поиск статей в специальных журналах по конкретной проблеме будущей специальности, подбор литературы по теме, поиск материалов в каталогах, проспектах, информационных листах и т.п.
Особого внимания заслуживает словарь базовых понятий (терминологический словарь), где приводятся основные термины, определения, понятия.
Замыкающим элементом структуры учебника является заключение (послесловие).
Учебник считается современным и полноценным, если в нём есть материал для проверки качества знаний и умений в виде текстов контроля качества усвоения материала.