Дидактические требования к блокам учебника

Главное требование к учебнику - целостность и обзорность содержания его основных блоков. Целостность и обзорность - это взаимосвязанные категории, имеющие свои самостоятельные признаки. Целостность главы, параграфа не всегда ведёт к их обзорности (например, если в главе очень много параграфов), как и обзорность не всегда предусматривает целостность.

Целостность главы по составу обозначает, что она включает все элементы содержания образования (знания, способы деятельности- репродуктивные и творческие, содержание и другие связи между его элементами);все соответствующие программные вопросы; все процессуальные элементы, необходимые для усвоения предметного содержания. Целостность главы по связям обозначает, что в ней есть связи различного типа: фронтально- логические, содержательно-логические, структурно- функциональные, генетические, межпредметные.

Глава учебника должна иметь соответствующую разбивку на части, что способствует доступности и привлекательности визуального восприятия материала; иметь их логическую ранжировку, что вместе взятое «работает» на активизацию познавательной деятельности студента, преподавателя, рецензента и другого читателя. Остановимся на этих приёмах:

1. в главе должно быть в явном виде отражено соотношение целого и частного, указаны и выражены логическое ядро главы, логические блоки и их взаимосвязи;

2. названия больших параграфов должны быть максимально согласованными с названием главы, а подпараграфов – с параграфом;

3. материал должен строиться по дедуктивно-индуктивному принципу- от общего к частному, затем опять к общему, что отвечает закономерности осмысления: синтез-анализ- синтез (общее начальное и общее конечное отличается одно от другого);

4. в каждой главе целесообразно наличие таких элементов, как вступление, заключение, обобщающее повторение, задания по ходу глав и в конце их.

Каждый структурный компонент учебника выполняет соответствующие функции управления познавательной деятельностью студентов.

Вступление или предисловие должно состоять из двух частей - собственно содержательной и методической. В содержательной части раскрывается замысел главы, определяются её контуры, указываются её логическое ядро и блоки. В методической части раскрываются логика движения мысли при передаче содержания, приводятся возможные варианты его изложения в других средствах, которые составляют СУМО по данной дисциплине. Заключение содержит в себе обобщение приведённого материала, обосновывается переход к следующей главе.

Текст выполняет руководящую функцию – формирование научно-теоретического мышления студентов, а также служит своеобразный ориентировкой при раскрытии различных проблем учебного предмета. В тексте приводятся общие и частные подходы, раскрывающие концептуальные положения, закономерные и эмпирические зависимости, которые необходимо усвоить.

Текст учебника должен содержать материалы процессов и методов научной систематизации, классификации, обобщения эмпирических данных- всех тех составных, которые формируют основу теории. В учебнике необходимо проектировать виды деятельности студентов, которые связаны с формированием умений и приёмов систематизации.

Текст материала учебника разделяется на главы и параграфы. Структура параграфа должна быть целостной и обозримой для студента.

В параграфе блоки учебного материала должны выделяться содержательно, функционально и полиграфически с соблюдением оптимальных параметров:

· информационного объёма дозы учебного материала в двоичных единицах;

· степени абстракции излагаемого материала;

· системы изложения учебного материала;

· алгоритмизирования основ деятельности и др.

Таблицы, иллюстрации становятся средством организации и руководства учебно-познавательной деятельностью студентов при условии их использования в аналитической работе, т.е. необходимо связывать с заданиями, вопросы. С помощью проблемных учебно-исследовательских заданий реализуются учебно-развивающие и адаптивно- руководящие функции. Продуктивно задание требует самостоятельного исследования и практической работы, ориентирует деятельность студентов на уяснение, обобщение и использование знаний, стимулирует развитие приёмов умственной деятельности.

Следующим структурным элементом учебника может быть инструктивный материал, функция которого - руководство учебно-познавательной деятельностью студентов. Посредством этой функции организуются в чётко логической последовательности операции мышления и практические действия студентов, что способствует приобретению ими навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

Эффективность формирования исследовательских умений возрастает, если учебник будет прививать такие профессиональные умения, как поиск статей в специальных журналах по конкретной проблеме будущей специальности, подбор литературы по теме, поиск материалов в каталогах, проспектах, информационных листах и т.п.

Особого внимания заслуживает словарь базовых понятий (терминологический словарь), где приводятся основные термины, определения, понятия.

Замыкающим элементом структуры учебника является заключение (послесловие).

Учебник считается современным и полноценным, если в нём есть материал для проверки качества знаний и умений в виде текстов контроля качества усвоения материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: