Лекция. Начиная с 13-14 веков, когда возникли в Европе первые университеты, лекция (от латинского lectio – чтение) была и остается одной из ведущих форм обучения в

Начиная с 13-14 веков, когда возникли в Европе первые университеты, лекция (от латинского lectio – чтение) была и остается одной из ведущих форм обучения в вузе.

По мнению А.А. Андреева, цель лекции состоит в том, чтобы дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных узловых вопросов. Лекции должны способствовать формированию теоретического мышления.

Лекция – очень эффективная форма систематического, непосредственного контакта сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности, всего богатства личности педагога с внутренним миром слушателя. Лектор, преломляя общественное через свое личное, индивидуальное, убедительнее, эмоциональнее, чем это делает учебник, доносит до слушателей идеи гуманизма, радость самоутверждения и самоотдачи, служение людям, чувства ответственности перед ним.

Педагог, читая лекцию, несет живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информацию, он выступает и как ученый, добывающий это знание, и как оратор, его пропагандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности.

В.И. Загвязинский выделяет следующие функции лекций:

· Информационная проявляется в том, что в лекции обычно дается сжатое изложение основных научных фактов, служащих базой для последующего анализа, рассуждений, оценок.

· Мотивационная проявляется в том, чтобы лекция послужила стартовой площадкой познания и поиска, очень важно придать ей познавательную направленность, доказать объективную значимость изучаемого, раскрыть его субъективный смысл, озадачить слушателей.

· Организационно-ориентационная реализуется в том, что лектор выделяет основное, направляет внимание слушателей на важнейшие вопросы, разъясняет порядок работы над материалом, дает советы по организации учебной деятельности и т.д.

· Методологическая заключается в анализе научной теории, рассмотрении современных научных проблем, лектор раскрывает методы исследования, разъясняет принципы научного поиска.

· Оценочная, развивающая и воспитывающая осуществляются благодаря организуемой на основе содержания деятельности студентов, методике работы над содержанием, постановке познавательных задач, осознании смысла изучаемых фактов и положений, возбуждении эмоционально-оценочного отношения к предмету изучения, -все это способствует формированию гибкого аналитического мышления, собственных подходов и оценок, развитию личности студента, его способностей, содействует становлению мировоззрению.

В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить такие основные разновидности лекций, как:

· вводная — первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данной отрасли науки;

· мотивационная — возбуждение интереса у студентов, создание стимула для всей дальнейшей деятельности;

· подготовительная — подготовка студентов к более сложным мыслительным процессам, закладка основ использования осталь­ных методов и форм обучения;

· интегрирующая — представление науки в системе и развитии как логическое целое; выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами первоначального понимания;

· установочная — ориентация студентов к источникам информа­ции, указания для самостоятельной работы и практические реко­мендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала.

· итоговая - систематизация и обобщение знаний.

Дидактическими элементами лекций выступают:

1. методика изложения лекционного материала;

2. совокупность предваритель­ных знаний студентов;

3. содержание и структура лекционного материала;

4. контроль и оценка знаний (обратная связь);

5. учебная литература и ТСО.

Характерную особенность лекции составляет ее деятельностная основа, выражающая бинарную природу обучения. Деятельностная природа лекции и ее бинарная основа заставляют теоретиков и практиков направлять свое внимание на обучение студентов самостоятельной учебной деятельности, ее приемам и методам, на причинное объяснение, обоснование лектором собствен­ной деятельности, на изменение характера общения со студентами и т.д.

Организация учебной деятельности на лекции требует не только определенного умения педагога ее готовить и проводить, но и специальной подготовки к ней студентов. При этом в качестве новой задачи перед преподавателем встала необходимость формировать эту учебную деятельность на соответствующем уровне, приучать студентов к определенным правилам ее организации.

Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности преподавателя, методам и технике преподавания.

Н.В. Борисова и А.А. Соловьева предлагают различные формы активной лекции наравне с традиционной, что позволяет значительно повысить творческий поведенческий потенциал аудитории. Можно привести краткие характеристики некоторых нетрадиционных лекций.

1. Проблемная лекция — в ней моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний слушателями как бы самостоятельно. Принцип проблемности, как стержень современной нетрадиционной лекции позволяет творчески подойти к его реализации, становясь источником новых форм и методов.

2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ активизации мышле­ния и способ обучения перекодированию информации с помощью разных знаковых систем (например, метод В.Шаталова).

3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. Проблематизация происходит за счет, как формы, так и содержания.

4. Лекция-пресс конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей.

5. Лекция-консультация близка по типу предыдущей. Различие — приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание слушателей и использовать профессионализм лектора.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умение оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».

7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые слушатель должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программируемая лекция-консультация.

8. Лекция с применением дидактических методов (метод «мозговой атаки», метод конкретных ситуаций и т.д.), когда слушатели (студенты) сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.

По мнению Д.В. Чернилевского, на лекции не пред­ставляется возможным учитывать восприятие любого обучаемого, в большинстве случаев отсутствует и обратная связь, на основе которой преподава­тель делает вывод о степени усвоения учебного материала отдельным студентом в данный момент времени. Лекция как общеаудиторная форма обучения является самой неэффективной среди других форм обучения студентов в высшей школе.

На практике педагогам не всегда удается в должной мере реализовать все указанные функции. Отсюда и определенный разрыв между назначением и реальной ролью вузовской лекции.

Лекция должна быть школой мыслей для студентов, причем не просто представлять собой образец правильного мышления, глубокого разрешения поставленных проблем, она должна стимулировать и направлять мыслительную деятельность слушателей, делать их не свидетелями, а соучастниками научной дискуссии и научного поиска.

В.И. Загвязинский считает, что в современных условиях роль вузовской лекции вовсе не снижается, а даже возрастает, но возрастают и требования к ней. Она должна стать более гибкой, дифференцированной, многофункциональной, полнее выполнять ориентирующую, стимулирующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения. Особое значение приобретают вопросы организации самостоятельности студентов на лекции, после лекции и при подготовке к ней.

Во всех случаях лекция остается формой живого активного общения лектора с аудиторией, и их совместной продуктивной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: