Самостоятельная работа

Основой вузовского образования является самостоятельная работа студента. Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования.

Перед преподавателем высшей школы ставится задача, максимально используя особенности предмета, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности.

В.И. Загвязинский понимает под самостоятельной работой - деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им.

Самостоятельная работа студента по усвоению учебного материала по конкретному предмету может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях.

При организации самостоятельной работы студентов с использованием сложного оборудования и приборов, а также других технических средств, обеспечивающих доступ к информации (например, компьютерных баз данных, систем автоматизированного проектирования и т.п.), предусматривается получение необходимой консультации или помощи со стороны специалистов,

Самостоятельная работа студентов требует наличия информационно-предметного обеспечения: учебников, учебных и методических пособий, конспектов лекций, опорных конспектов, средств информационной поддержки ПЭВМ в виде автоматизированных курсов (АУК) или другой информации, обеспечивающей получение знаний, справочников по тому или иному вопросу изучаемого предмета, соответствующей материальной базы (лабораторное оборудование, тренажеры, ТСО, ПЭВМ и т.п.). Методические материалы должны обеспечивать возможность самоконтроля студента по тому или иному блоку учебного материала или предмета в целом. Рекомендуется также соответствующая научная и специальная монографическая и периодическая литература.

Различают два вида самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя:

· самостоятельная работа на лекциях и в процессе проведения практических занятий;

· самостоятельная работа вне учебных занятий.

Изучение вузовских курсов в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекцию; критически оценивать выступления товарищей; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; продуктивно готовиться к зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа студентов в аудитории может заключаться в более глубоком и подробном изучении отдельных теоретических положений, методов и способов решения проблем, которые требуют присутствия и участия преподавателя.

К самостоятельной работе вне аудитории относятся:

· конспектирование,

· работа с книгой, документами, первоисточниками;

· доработка и оформление записей по лекционному материалу;

· проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации;

· выполнение рефератов;

· подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам», участие в различных исследованиях и обработки их данных;

· анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме;

· подготовка к деловым играм;

· выполнение курсовых, дипломных работ;

· подготовка к зачетам, экзаменам и др.

Для внеаудиторного изучения традиционно предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен в аудитории, индивидуальные задания для закрепления и углубления знаний, а также задания творческого характера.

Один из видов самостоятельной работы – конспектирование. В конспекте (от латинского “conspectus” – обзор) должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор; основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы.

Еще один вид самостоятельной работы – реферат (от латинского «referre» - докладывать, сообщать) способствует расширению и углублению знаний студентов. Работа над рефератом формирует навыки информационного поиска, способствует развитию самостоятельного мышления студента, так как требует умения уяснить логику, выбрать основное, кратко изложить содержание изучаемого документа, делать выводы.

В процессе подготовки реферата студент учится перерабатывать, обобщать и систематизировать знания, классифицировать конкретные явления, приобретая, таким образом, первоначальные навыки научно-исследовательской деятельности. Постоянный контакт студента с преподавателем во время работы над рефератом дает возможность более глубокого индивидуального влияния педагога на студента и дифференцированного подхода к развитию способностей каждого. Реферат, включающий обзор нескольких источников, может служить основой доклада на определенную тему для выступления на семинаре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: