Понятие «самостоятельная работа студентов»

Перед высшей школой постав­лена задача готовить специали­стов, способных коренным обра­зом изменить научно-техниче­скую, экономическую, интеллек­туальную основу нашего обще­ства путем внедрения новейших технологий, создания методоло­гической базы социального и на­учно-технического прогресса. Ре­шить эту проблему можно, если повысить эффективность учебно­го процесса. Особое место долж­но отводиться совершенствова­нию организации и планирования самостоятельной работы студен­тов как методу, формирующему будущего специалиста путем ин­дивидуальной познавательной де­ятельности, при которой наибо­лее полно раскрываются способ­ности обучаемого, реализуется его творческий потенциал.

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудитор­ной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.

Авторы в термин «самостоятельная работа» вкладывают различное содержание. Так, понятие " самостоятельная работа " трактуется как:

· самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский)

· как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г. Молибог)

· как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов)

· Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию (Б.Г. Иоганзен).

· Самостоятельная работа понимается как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис).

· Самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С.И. Зиновьев).

· Самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе. С одной стороны самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой – форму проявления определенного способа деятельности и выполнения соответствующего учебного задания, именно способ деятельности человека либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного знания, либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний (П.И. Пидкасистый).

· Выполнение различных учебных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства (М.Г. Гарунов).

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной ра­боты в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа — э то пла­нируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосред­ственного участия (М.В.Буланова-Топоркова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: