Перед высшей школой поставлена задача готовить специалистов, способных коренным образом изменить научно-техническую, экономическую, интеллектуальную основу нашего общества путем внедрения новейших технологий, создания методологической базы социального и научно-технического прогресса. Решить эту проблему можно, если повысить эффективность учебного процесса. Особое место должно отводиться совершенствованию организации и планирования самостоятельной работы студентов как методу, формирующему будущего специалиста путем индивидуальной познавательной деятельности, при которой наиболее полно раскрываются способности обучаемого, реализуется его творческий потенциал.
Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.
Авторы в термин «самостоятельная работа» вкладывают различное содержание. Так, понятие " самостоятельная работа " трактуется как:
· самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский)
|
|
· как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г. Молибог)
· как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Низамов)
· Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию (Б.Г. Иоганзен).
· Самостоятельная работа понимается как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис).
· Самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С.И. Зиновьев).
· Самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе. С одной стороны самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой – форму проявления определенного способа деятельности и выполнения соответствующего учебного задания, именно способ деятельности человека либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного знания, либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний (П.И. Пидкасистый).
|
|
· Выполнение различных учебных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства (М.Г. Гарунов).
Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа — э то планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (М.В.Буланова-Топоркова).