Психолого-педагогические аспекты успешности СРС

Для этого преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весьучебный про­цесс и каждаяотдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входя­щих в эту характеристику.

Поскольку самостоятельная работа — важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на форми­рование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и переживаемый ими успех в обучении способствовал транс­формации опосредованного интереса в интерес непосредствен­ный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов.

Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, сред­ствами их достижения и средствами контроля. Сознательность выполнения СРС обеспечивают следующие характеристики:

· методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

· сложность знаний, соответствующая «зоне ближайшего раз­вития» (по Л. С. Выготскому) студентов, т. е. посильность выполнения;

· последовательность подачи материала с учетом логики пред­мета и психологии усвоения;

· дозировка материала для самостоятельной работы, соответ­ствующая учебным возможностям студентов;

· деятельностная ориентация самостоятельной работы.

Ориентируясь на четыре компонента содержания образова­ния — знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельно­сти, — целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специаль­ных задач для практических занятий, выделить в этом материа­ле круг проблем и заданий для самостоятельной работы.

Можно выделить ряд четких требований к профессиональной ориентации дисциплины в вузе (М.В.Буланова-Топоркова):

· отбор и подача материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;

· материал заданий должен быть методологичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;

· в теоретической части любой дисциплины должно быть вы­делено фундаментальное ядро знаний; выявление и демон­страция множественных связей между «ядрами» помогут создать в сознании студентов научную картину мира и со­временную методологию познания;

· при составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности, а также учить сту­дентов формированию мысленной модели объекта и обосно­ванию выбора расчетной схемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: