Для этого преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весьучебный процесс и каждаяотдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику.
Поскольку самостоятельная работа — важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов.
Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля. Сознательность выполнения СРС обеспечивают следующие характеристики:
|
|
· методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;
· сложность знаний, соответствующая «зоне ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому) студентов, т. е. посильность выполнения;
· последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;
· дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;
· деятельностная ориентация самостоятельной работы.
Ориентируясь на четыре компонента содержания образования — знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, — целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы.
Можно выделить ряд четких требований к профессиональной ориентации дисциплины в вузе (М.В.Буланова-Топоркова):
· отбор и подача материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;
· материал заданий должен быть методологичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;
· в теоретической части любой дисциплины должно быть выделено фундаментальное ядро знаний; выявление и демонстрация множественных связей между «ядрами» помогут создать в сознании студентов научную картину мира и современную методологию познания;
· при составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности, а также учить студентов формированию мысленной модели объекта и обоснованию выбора расчетной схемы.