Виды и условия выполнения СРС

В вузе существуют различные виды индивидуальной само­стоятельной работы — подготовка к лекциям, семинарам, лабо­раторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном эта­пе — выполнение дипломного проекта.

Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 чело­века. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаим­ной интеллектуальной активности, повышает эффективность по­знавательной деятельности студентов благодаря взаимному кон­тролю. Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъек­тивно оценивает свою деятельность как полноценную и завер­шенную, но такая оценка может быть ошибочной. При группо­вой индивидуальной работе происходит групповая самопровер­ка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффектив­ность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуаль­ную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и само­стоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соот­ношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.

Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.

2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.

3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Рассмотрим ведущие педагогические аспекты и основные направления организации самостоятельной работы. Сложившие­ся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе — лекции, практические, лабораторные занятия, семина­ры — обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает осно­вы для ее ориентации.

На лекции преподаватель рекомендует студентам литерату­ру и разъясняет методы работы с учебником и первоисточника­ми. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка лите­ратуры, выделяются разделы для самостоятельной проработки.

Семинарские и проектные задания должны быть рассчита­ны на совершенствование умений поиска оптимальных вариан­тов ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опор­ных дидактических материалов, призванных корректировать ра­боту студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами кафедр разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов и докладов.

3. Инструкции и методические указания к выполнению лабо­раторных работ, тренировочных упражнений, домашних за­даний и т. д.

4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, по­становка конкретной задачи, выбор способов выполнения, ис­полнительское звено, контроль. В связи с этим можно выде­лить условия, обеспечивающие успешное выполнение самосто­ятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способ­ствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объ­ема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консульта­ции — установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т. д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и твор­ческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень. Тренировочныесамостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Позна­вательная деятельность студента проявляется в узнавании, ос­мыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепле­ние знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивный уровень. Реконструктивныесамостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, состав­ление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческий, поисковый. Творческаясамостоятельная работа требует анализа про­блемной ситуации, получения новой информации. Студент дол­жен самостоятельно произвести выбор средств и методов реше­ния (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: