Технология принятия решений

Каждому человеку периодически приходится сталкиваться с проблемой выбора, когда следует принимать решение в условиях существования большого количества неопределенностей, имеющих отношение к разнообразной тематике, зачастую абсолютно не связанных между собой. Возникает проблема ранжирования, определения приоритетов.

Таким образом, целью использования данной технологии в образовательном процессе является формирование и развитие умения принимать решения в условиях вариативности.

Процедура принятия решения по определению значимости каждого предмета включает в себя следующие задачи:

· изучение предмета (с точки зрения его свойств);

· определение его возможностей (которые являются следствием его свойств);

· оценку значимости предмета в контексте задания.

· пошаговое описание технологии

Суть данной технологии заключается в том, что она позволяет уменьшить количество переменных (неопределенностей) до реального разумного уровня, которое поддается контролю, оценке, управлению.

Технология включает семь логических шагов:

1. Составление списка - перечисление предметов, вариантов и т.д.

2. Кодирование - определение принадлежности предмета (варианта и т.д.) к определенной группе, обладающей набором соответствующих признаков. В списке напротив каждого предмета проставляется соответствующая ему принадлежность – «код» (ответ на вопрос: «Что это?»).

3. Группировка - составление перечня - кодов соответствующего, выделенным ранее (шаг 2). На этом этапе список сокращается до разумных контролируемых пределов.

4. Наполнение - составление перечня предметов, которые по своим признакам соответствуют определенному коду.

5. Выбор критерия - определение значимости, степени важности каждой группы по отношению к данной решаемой проблеме. Пронумеровать каждую группу по степени ее важности. Подобная градация осуществляется на основании критериев, определяемых из условия задания, либо на основании личных ценностей. На этом этапе принимается принципиальное решение, которое влияет на структуру результата.

6. Компоновка - определение очередности внутри каждой выделенной группы. Возможно, не имеет особой значимости, так как принципиальное решение уже принято на предыдущем этапе.

7. Получение результата - составление окончательного списка (его сквозная нумерация), соблюдая очередность выделенных групп, их внутреннюю компоновку.

Например, одной из ситуаций выбора в преподавательской профессии является выбор адекватных и наиболее эффективных средств обучения. Этапы работы по технологии принятия решения будут выглядеть следующим образом:

1. Составление списка всевозможных средств обучения, находящихся в реальном распоряжении или которые возможно изготовить.

2. Определение типа каждого из представленных средств обучения.

3. Составление списка типов средств обучения, находящихся в распоряжении.

4. Составление списка групп средств обучения исходя из их типа.

5. Определение степени важности каждой группы средств обучения по отношению к конкретному учебному акту.

6. Определение иерархии средств обучения по степени их важности в каждой группе.

7. Составление окончательного списка, учитывая важность группы и важность средства обучения внутри группы.

Критерий эффективности использования данной технологии заключается в принятии решений адекватных условиям в учебной деятельности и жизни.

В качестве способов диагностирования предлагается использовать наблюдение за ходом принятия решения в определенной ситуации и анализ продуктов деятельности.

Предлагаемый подход представляет процесс принятия решения в структурированном, системном виде. Его преимущество состоит в том, что каждый этап решает свою локальную задачу, сознание концентрируется на качественном выполнении конкретной задачи этапа, а логика процесса максимально механизирует процесс получения результата. Применение данной технологии позволяет сократить время принятия решения и повысить его качество.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие Вам известны вспомогательные технологии вузовского обучения? Охарактеризуйте одну из них.

2. Раскройте сущность технологии принятия решений. Опишите ее пошагово.

3. Охарактеризуйте преимущественные позиции технологии изучения частного случая в сравнении с другими рассматриваемыми технологиями.

Вопросы для размышления:

1. Использование какой из рассматриваемых технологий является, на Ваш взгляд, наиболее продуктивным в образовательной деятельности и почему?

2. Чем обусловлено редкое применение указанных технологий в практике преподавания?

3. Как, на Ваш взгляд, наиболее эффективно применить технологию дидактических задач для успешного образовательного процесса?

4. Есть ли взаимосвязь между технологией развития критического мышления и технологией направляющего текста. Обоснуйте свой ответ.

5. Какая из рассмотренных технологий, на ваш взгляд, наиболее приемлема для применения в педагогическом ВУЗе?

Задания для самостоятельной работы:

Составьте таблицу «Возможности применения вспомогательных технологий в педагогическом ВУЗе» (в таблице укажите вид технологии; область или дисциплина, в которой она может применяться; методические рекомендации преподавателю по применению предложенной технологии»).

Примерные темы рефератов и курсовых работ:

  1. Вспомогательные технологии – достоинства и недостатки.
  2. Технология ведущего текста и деятельностный подход.
  3. Компетентностный подход и вспомогательные технологии обучения: истоки и параллели.
  4. Сравнительный анализ дополнительных образовательных технологий (по выбору студента).
  5. Рефлексия как условие применения технологии принятия решений.

Рекомендуемая литература:

  1. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель ВУЗа и инновационные технологии // Высшее образование в России. 2001.№4.
  2. Кох Й., Зелька Р. Направляющие тексты – путь к самостоятельному обучению. Зильфельд: В. Бертельсман Ферлаг, 1995. 110 с.
  3. ЛевитесД. Современные образовательные технологии. М., 2000.
  4. Новик М. Современные технологии в образовании // Новые знания. 1999. №3,4.
  5. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения. Омск, 2001.
  6. Технологии обучения студентов в ВУЗе. / Под ред. Синицыной Г.П. – Омск, 2002.
  7. Чернилевский Д.В.Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.
  8. Энциклопедия профессионального образования: В 3х т./ Под ред. С.Я. Батышева. Т 2. М., 1999.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: