30 ноября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», который определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Необходимость обеспечения правового регулирования пользования ресурсами континентального шельфа обусловлена геостратегическими интересами России. По выявленным и прогнозируемым запасам многих видов полезных ископаемых континентальный: шельф является уникальным резервом России. Извлекаемые ресурсы углеводородов в пересчете на шельф составляют свыше 100 млрд. т. Новые центры нефтегазодобычи могут быть созданы на базе трех крупных районов концентрированного нефтегазонакопления - Центрально-Баренцевского, Южно-Карского газоконденсатных и Печорского нефтегазоконденсатного. Еще один крупнейший нефтегазовый район выявлен на шельфе Северо-Восточного' Сахалина, потенциал которого оценивается в 1,6 млрд. м3 газа. Продолжается изучение других участков континентального шельфа России.
|
|
В соответствии со статьей 1 этого Закона «континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем продолжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка». Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
Территориальное море - часть территории прибрежного государства. Каждое прибрежное государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль (морская миля равна 1852 м), отмеряемых от соответствующих исходных линий. Внешняя граница территориального моря является государственной границей прибрежного государства. Для определения границ территориального моря пользуются либо «нормальными исходными линиями», т. е. линиями наибольшего отлива вдоль берега, либо методом прямых исходных линий, которые соединяют соответствующие точки в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, или там где вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов. Территориальное море от островов, расположенных на атоллах или окаймленных рифами, отсчитывается от линии рифов, образуемой при наибольшем отливе.
|
|
Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Необходимо отметить, что это определение континентального шельфа РФ и его границ почти текстуально совпадает с соответствующей формулировкой, приведенной в п. 1 статьи 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая базируется на сочетании геоморфологического и дистанционного признаков. Геоморфологический признак нашел отражение в определении континентального шельфа как естественного продолжения сухопутной территории государства. Дистанционный признак реализуется в использовании конкретной величины в 200 морских миль для определения внешней границы континентального шельфа.
Правовой режим территориального моря. Согласно статье 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство осуществляет над территориальным морем суверенитет и устанавливает правовой режим территориального моря с соблюдением положений Конвенции и других норм международного права. Этот правовой режим представляет собой устанавливаемый прибрежным государством порядок деятельности в территориальном море, в котором реализуются как права и обязанности прибрежного государства, так и всех других государств, чьи суда осуществляют тот или иной дозволенный вид деятельности в территориальном море, включая право мирного прохода. С этой целью прибрежное государство принимает законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пограничного, таможенного, радионавигационного контроля, разработки недр, ведения промыслов, научных исследований, охраны морской среды и иных видов деятельности.
Правовой режим территориального моря должен, с одной стороны, обеспечить интересы безопасности и экономики прибрежного государства, а с другой - его общение с другими государствами и мореплавание в целом. Именно этим и объясняется своеобразие правового режима этой части государственной территории, где законы и правила, устанавливаемые прибрежным государством, должны учитывать требования Конвенции ООН по морскому праву и другие применимые нормы международного права.
Правовое регулирование недропользования на континентальном шельфе РФ отличается от регулирования недропользования на государственной территории РФ. Если недра в границах территории РФ и содержащиеся в них ресурсы являются государственной собственностью, то применительно к континентальному шельфу РФ осуществляет суверенные права в целях его разведки и разработки минеральных ресурсов. Это означает, что даже если РФ и не производит сама разведку или разработку минеральных ресурсов континентального шельфа, никто не может это делать без согласия РФ.
Кроме того, РФ осуществляет исключительное право:
· разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
· сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.
При осуществлении суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе РФ исходит из своих экономических, торговых, научных и иных интересов. В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе, в частности, входят:
|
|
· разработка и осуществление законодательства РФ о континентальном шельфе и деятельности на нем;
· координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов РФ на континентальном шельфе и охраны его минеральных ресурсов;
· определение стратегии изучения, поиска, разведки, разработки и охраны минеральных ресурсов;
· установление порядка использования минеральных ресурсов (включая порядок лицензирования) и разработка соответствующих стандартов;
· установление порядка проведения конкурсов (аукционов) на получение права пользования участками континентального шельфа и определение победителя конкурса (аукциона);
· контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов, их защита и охрана;
· государственный горный надзор;
· регистрация работ по изучению, разведке и разработке минеральных ресурсов;
· составление Федерального баланса запасов минеральных ресурсов; федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов;
· заключение соглашений о разделе продукции; введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов;
· регулирование и проведение ресурсных исследований; объявление отдельных районов континентального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами, физическими и юридическими лицами РФ и иностранных государств и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке минеральных ресурсов с сообщением координат закрытых районов в «Извещениях мореплавателям»;
· разработка мер по предотвращению гибели живых ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
|
|
· установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование участками континентального шельфа в целях поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;
· регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов и иных целях; регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;
· проведение Государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного мониторинга состояния континентального шельфа;
· ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и его минеральных ресурсов;
· установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
· установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов;
· обеспечение выполнения мероприятий, направленных на охрану континентального шельфа, его минеральных ресурсов, пресечение нарушений Федерального закона «О континентальном шельфе» и международных договоров РФ, и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий;
· разрешение споров в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;
· заключение и реализация международных договоров РФ в отношении континентального шельфа и деятельности на нем.
В Федеральном законе «О континентальном шельфе» предусмотрено предоставление участков континентального шельфа в пользование физическим и юридическим лицам РФ и иностранных государств. При этом преимущественные права (при прочих условиях) предоставляются пользователям, максимально использующим возможности промышленности РФ. Участки континентального шельфа предоставляются в пользование для регионального геологического изучения в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности, поиска минеральных ресурсов, разведки и разработки минеральных ресурсов, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, сбора геологических коллекционных материалов. Пользование участками континентального шельфа осуществляется на основе лицензий. Лицензии выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами по обороне, по рыболовству, по охране окружающей среды и природных ресурсов, по оборонным отраслям промышленности с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов по пограничной службе, по науке и технической политике, по таможенному делу, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Участки континентального шельфа, предоставляемые в пользование, имеют вид геометризованных блоков, параметры которых (площади морского дна, координаты ее границ и глубина недр) указываются в лицензии. В лицензию должны дополнительно включаться сведения:
· об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга и взаимосогласованные методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;
· о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций; о страховании, консервации и ликвидации (уборке) установок и сооружений по завершении работ.
В лицензии также указываются согласованные с пользователем участка объемы инвестиций на развитие социально-производственной структуры прибрежных территорий субъектов РФ, непосредственно связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, и перечень заказов на предприятия РФ (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ).
В обязанности пользователей участков входит: осуществление технологических, гидротехнических, санитарных и иных мер по защите морской среды, минеральных и живых ресурсов и соблюдение соответствующих норм и стандартов, законов и правил РФ;
поддержание регулярной связи с береговыми службами РФ, передача (при наличии соответствующего оборудования) оперативных данных метеорологических и гидрологических наблюдений. Пользователи:
· не имеют права передавать свои права на пользование участками континентального шельфа третьим лицам;
· обязаны предоставлять по запросу органов охраны необходимую документацию.
Контроль за соблюдением условий пользования участками осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр совместно со специально уполномоченным на то федеральным органом по государственному горному надзору и органами охраны в пределах их компетенции.
Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ» установлено, что пользование минеральными ресурсами континентального шельфа и захоронение на нем отходов является платным. Эта система платежей включает:
· сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
· плату за геологическую информацию о минеральных ресурсах;
· платежи за пользование минеральными ресурсами;
· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· акцизы;
· сбор за выдачу лицензий на захоронение отходов.
Вопрос о финансовых обязательствах РФ в связи с разработкой минеральных ресурсов за пределами 200 морских миль регулируется Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ.
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, виновные в нарушении Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба Физические и юридические лица, виновные в нарушении Федерального закона «О континентальном шельфе РФ» или международных договоров, привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.