Правовое регулириование недропользования на континентальном шельфе

30 ноября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федераль­ный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», который определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Необходимость обеспечения правового регулирования пользования ресурсами континентального шельфа обусловлена геостратегическими интересами России. По выявленным и прогнозируемым запасам многих видов полезных ископаемых континентальный: шельф является уникальным резервом России. Извлекаемые ресурсы углеводородов в пересчете на шельф составляют свыше 100 млрд. т. Новые центры нефтегазодобычи могут быть созданы на ба­зе трех крупных районов концентрированного нефтегазонакопления - Центрально-Баренцевского, Южно-Карского газоконденсатных и Печорского нефтегазоконденсатного. Еще один крупнейший нефтегазовый район выявлен на шельфе Северо-Восточного' Сахалина, потенциал которого оценивается в 1,6 млрд. м3 газа. Продолжается изучение других участков континентального шельфа России.

В соответствии со статьей 1 этого Закона «континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем продолжении естественного продолжения ее сухопутной тер­ритории до внешней границы подводной окраины материка». Под­водной окраиной материка является продолжение континентально­го массива РФ, включающего в себя поверхность и недра конти­нентального шельфа, склона и подъема.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Территориальное море - часть территории прибрежного го­сударства. Каждое прибрежное государство имеет право устанав­ливать ширину своего территориального моря до предела, не пре­вышающего 12 морских миль (морская миля равна 1852 м), отме­ряемых от соответствующих исходных линий. Внешняя граница территориального моря является государственной границей при­брежного государства. Для определения границ территориального моря пользуются либо «нормальными исходными линиями», т. е. линиями наибольшего отлива вдоль берега, либо методом прямых исходных линий, которые соединяют соответствующие точки в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, или там где вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеет­ся цепь островов. Территориальное море от островов, расположен­ных на атоллах или окаймленных рифами, отсчитывается от линии рифов, образуемой при наибольшем отливе.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых от­меряется ширина территориального моря, при условии, что внеш­няя граница подводной окраины материка не простирается на рас­стояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина ма­терика простирается на расстояние более 200 морских миль от ука­занных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, опре­деляемой в соответствии с нормами международного права.

Необходимо отметить, что это определение континентального шельфа РФ и его границ почти текстуально совпадает с соответст­вующей формулировкой, приведенной в п. 1 статьи 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая базируется на сочетании геоморфологического и дистанционного признаков. Геоморфо­логический признак нашел отражение в определении континента­льного шельфа как естественного продолжения сухопутной терри­тории государства. Дистанционный признак реализуется в исполь­зовании конкретной величины в 200 морских миль для определе­ния внешней границы континентального шельфа.

Правовой режим территориального моря. Согласно статье 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное госу­дарство осуществляет над территориальным морем суверенитет и устанавливает правовой режим территориального моря с соблю­дением положений Конвенции и других норм международного права. Этот правовой режим представляет собой устанавливаемый прибрежным государством порядок деятельности в территориаль­ном море, в котором реализуются как права и обязанности при­брежного государства, так и всех других государств, чьи суда осу­ществляют тот или иной дозволенный вид деятельности в террито­риальном море, включая право мирного прохода. С этой целью прибрежное государство принимает законодательные и иные нор­мативные правовые акты, регулирующие вопросы пограничного, таможенного, радионавигационного контроля, разработки недр, ведения промыслов, научных исследований, охраны морской сре­ды и иных видов деятельности.

Правовой режим территориального моря должен, с одной стороны, обеспечить интересы безопасности и экономики прибрежного государства, а с другой - его общение с другими государствами и мореплавание в целом. Именно этим и объясняется своеобразие правового режима этой части государственной территории, где за­коны и правила, устанавливаемые прибрежным государством, должны учитывать требования Конвенции ООН по морскому пра­ву и другие применимые нормы международного права.

Правовое регулирование недропользования на континенталь­ном шельфе РФ отличается от регулирования недропользования на государственной территории РФ. Если недра в границах террито­рии РФ и содержащиеся в них ресурсы являются государственной собственностью, то применительно к континентальному шельфу РФ осуществляет суверенные права в целях его разведки и разра­ботки минеральных ресурсов. Это означает, что даже если РФ и не производит сама разведку или разработку минеральных ресурсов кон­тинентального шельфа, никто не может это делать без согласия РФ.

Кроме того, РФ осуществляет исключительное право:

· разрешать и регулировать буровые работы на континенталь­ном шельфе для любых целей;

· сооружать, а также разрешать и регулировать создание, экс­плуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

При осуществлении суверенных прав и юрисдикции на кон­тинентальном шельфе РФ исходит из своих экономических, торго­вых, научных и иных интересов. В компетенцию федеральных ор­ганов государственной власти на континентальном шельфе, в ча­стности, входят:

· разработка и осуществление законодательства РФ о континен­тальном шельфе и деятельности на нем;

· координация деятельности федеральных органов государст­венной власти в отношении континентального шельфа и деятель­ности на нем, защиты законных прав и интересов РФ на континен­тальном шельфе и охраны его минеральных ресурсов;

· определение стратегии изучения, поиска, разведки, разработки и охраны минеральных ресурсов;

· установление порядка использования минеральных ресурсов (включая порядок лицензирования) и разработка соответствующих стандартов;

· установление порядка проведения конкурсов (аукционов) на получение права пользования участками континентального шельфа и определение победителя конкурса (аукциона);

· контроль за рациональным использованием минеральных ре­сурсов, их защита и охрана;

· государственный горный надзор;

· регистрация работ по изучению, разведке и разработке мине­ральных ресурсов;

· составление Федерального баланса запасов ми­неральных ресурсов; федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для изучения, разведки и разработки мине­ральных ресурсов;

· заключение соглашений о разделе продукции; введение ограничений и особых условий пользования мор­ским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов;

· регулирование и проведение ресурсных исследований; объявление отдельных районов континентального шельфа за­крытыми для проведения иностранными государствами, физиче­скими и юридическими лицами РФ и иностранных государств и компетентными международными организациями морских науч­ных исследований в связи с ведением (или планированием веде­ния) в указанных районах работ по разведке и разработке мине­ральных ресурсов с сообщением координат закрытых районов в «Извещениях мореплавателям»;

· разработка мер по предотвращению гибели живых ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· установление системы платежей, определение размеров, усло­вий и порядка взимания платы за пользование участками конти­нентального шельфа в целях поиска, разведки и разработки мине­ральных ресурсов;

· регулирование создания, эксплуатации и использования ис­кусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, по­иска, разведки и разработки минеральных ресурсов и иных целях; регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;

· проведение Государственной экологической экспертизы, госу­дарственного экологического контроля и государственного мони­торинга состояния континентального шельфа;

· ведение Российского государственного фонда данных о со­стоянии континентального шельфа и его минеральных ресурсов;

· установление правового режима в зонах чрезвычайных эколо­гических ситуаций и экологического бедствия;

· установление экологических нормативов содержания загряз­няющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных ве­ществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захороне­ния отходов и других материалов;

· обеспечение выполнения мероприятий, направленных на ох­рану континентального шельфа, его минеральных ресурсов, пресе­чение нарушений Федерального закона «О континентальном шельфе» и международных договоров РФ, и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий;

· разрешение споров в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;

· заключение и реализация международных договоров РФ в от­ношении континентального шельфа и деятельности на нем.

В Федеральном законе «О континентальном шельфе» преду­смотрено предоставление участков континентального шельфа в пользование физическим и юридическим лицам РФ и иностранных государств. При этом преимущественные права (при прочих усло­виях) предоставляются пользователям, максимально использую­щим возможности промышленности РФ. Участки континентально­го шельфа предоставляются в пользование для регионального гео­логического изучения в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности, поиска минеральных ресурсов, разведки и раз­работки минеральных ресурсов, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, сбора геологических коллекционных мате­риалов. Пользование участками континентального шельфа осуще­ствляется на основе лицензий. Лицензии выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию со специально уполномочен­ными на то федеральными органами по обороне, по рыболовству, по охране окружающей среды и природных ресурсов, по оборон­ным отраслям промышленности с уведомлением специально упол­номоченных на то федеральных органов по пограничной службе, по науке и технической политике, по таможенному делу, по гидро­метеорологии и мониторингу окружающей среды.

Участки континентального шельфа, предоставляемые в поль­зование, имеют вид геометризованных блоков, параметры которых (площади морского дна, координаты ее границ и глубина недр) указываются в лицензии. В лицензию должны дополнительно включаться сведения:

· об экологическом обеспечении пользования участками, вклю­чая организацию экологического мониторинга и взаимосогласованные методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;

· о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций; о страховании, консервации и ликвидации (уборке) установок и сооружений по завершении работ.

В лицензии также указываются согласованные с пользовате­лем участка объемы инвестиций на развитие социально-про­изводственной структуры прибрежных территорий субъектов РФ, непосредственно связанных с разведкой и разработкой минераль­ных ресурсов, и перечень заказов на предприятия РФ (по согласо­ванию с федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов РФ).

В обязанности пользователей участков входит: осуществление технологических, гидротехнических, санитар­ных и иных мер по защите морской среды, минеральных и живых ресурсов и соблюдение соответствующих норм и стандартов, зако­нов и правил РФ;

поддержание регулярной связи с береговыми службами РФ, передача (при наличии соответствующего оборудования) оперативных данных метеорологических и гидрологических наблюдений. Пользователи:

· не имеют права передавать свои права на пользование участ­ками континентального шельфа третьим лицам;

· обязаны предоставлять по запросу органов охраны необходи­мую документацию.

Контроль за соблюдением условий пользования участками осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр совместно со специально уполномоченным на то федеральным органом по государственному горному надзору и органами охраны в пределах их компетенции.

Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ» ус­тановлено, что пользование минеральными ресурсами континен­тального шельфа и захоронение на нем отходов является платным. Эта система платежей включает:

· сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

· плату за геологическую информацию о минеральных ресурсах;

· платежи за пользование минеральными ресурсами;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· акцизы;

· сбор за выдачу лицензий на захоронение отходов.

Вопрос о финансовых обязательствах РФ в связи с разработкой минеральных ресурсов за пределами 200 морских миль регулируется Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ.

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов ме­стного самоуправления, виновные в нарушении Федерального за­кона «О континентальном шельфе РФ», привлекаются к админи­стративной ответственности в соответствии с законодательст­вом РФ в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба Физические и юриди­ческие лица, виновные в нарушении Федерального закона «О кон­тинентальном шельфе РФ» или международных договоров, при­влекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от характера правонарушения, тяжести его послед­ствий и размера нанесенного ущерба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: