В статье 52 Закона РФ «О недрах» установлена приоритетность норм, содержащихся в международных договорах, над нормами, предусмотренными данным Законом. В Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 410 «О порядке осуществления деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа» указано, что деятельность российских физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в том числе с участием иностранных физических и юридических лиц, по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации. В основе международно-правового регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, к которым, естественно, относятся и минеральные, лежат три категории принципов:
|
|
• общепризнанные принципы современного международного права;
• принципы международного права, имеющие природоохранительное значение;
• специальные принципы международного права окружающей среды.
Поскольку международное право окружающей среды находится в настоящее время в стадии формирования, а специальные принципы этой отрасли международного права еще не зафиксированы в установленном порядке, рекомендуется в практической деятельности руководствоваться следующими правовыми идеями:
· охрана окружающей среды и рациональное ресурсопользование являются задачей глобального масштаба, а также необходимым условием здоровья, благосостояния и экономического процветания нынешнего и будущего поколений людей;
· государства и иные субъекты международного права обязаны при любых видах деятельности принимать (индивидуально или коллективно) все возможные меры по сохранению качества окружающей среды;
· государства и иные субъекты международного права обязаны при любых видах деятельности проводить оценку возможных воздействий на окружающую среду;
· государства обязаны повышать эффективность национальной и международной деятельности в области охраны окружающей среды на основе комплексного научного подхода, сближения и гармонизации политики и законодательства, содействия прогрессивному развитию и кодификации международного права окружающей среды.
На современном этапе развития международного права выделяют четыре основные предметные области международно-правовой охраны окружающей среды: ограничение вредных воздействий на окружающую среду; установление экологически целесообразного режима использования природных ресурсов; международная охрана природных памятников и резерватов; регулирование научно-технологического сотрудничества государств по поводу охраны окружающей среды.
|
|
В связи с тем, что формирование источников международного права окружающей среды отстает от потребностей мирового сообщества, в международно-правовом регулировании природоохранных отношений все большее значение приобретают акты так называемого «мягкого права». К актам «мягкого права» относят рекомендации, решения, резолюции и другие документы подобного рода, принятые международными организациями или международными форумами. Очень часто правовые идеи, изложенные в актах «мягкого права» трансформируются в нормы международного права. Так, например, один из принципов декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам охраны окружающей среды (1972 г.) о предотвращении загрязнения моря техногенными и другими отходами был позднее закреплен соответствующей международной конвенцией. Новой формой актов «мягкого права» стали руководящие принципы поведения государств в отношении тех или иных природных объектов или видов воздействия на окружающую среду. Например, экспертами, работающими в рамках межправительственной программы ЮНЕЛ (Программа ООН по окружающей среде), разработаны принципы добычи полезных ископаемых на шельфовой зоне.
В теории права мировые природные ресурсы традиционно подразделялись на внутригосударственные и международные. В настоящее время в отдельную категорию выделены так называемые разделяемые природные ресурсы, т. е. расположенные на территории двух или нескольких государств.
Очень важным принципом международных правовых отношений является зафиксированное в декларации Стокгольмской конференции «суверенное право государства разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей природоохранной политике и его ответственность за то, чтобы его деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции».
Международно-правовые нормы рационального недропользования также должны исходить из требований разумной эксплуатации ресурсов недр и предотвращения неблагоприятного воздействия этой эксплуатации и ее последствий на другие виды природных ресурсов. Одновременно следует учитывать правовой статус конкретного ресурса недр.