Общие вопросы международного правового регулирования охраны окружающей среды

В статье 52 Закона РФ «О недрах» установлена приоритет­ность норм, содержащихся в международных договорах, над нор­мами, предусмотренными данным Законом. В Постановлении Пра­вительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 410 «О порядке осуществле­ния деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами кон­тинентального шельфа» указано, что деятельность российских фи­зических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в том числе с участием иностранных физических и юридических лиц, по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов мор­ского дна за пределами континентального шельфа осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права, международными договорами и законодатель­ством Российской Федерации. В основе международно-правового регулирования охраны окружающей среды и рационального ис­пользования природных ресурсов, к которым, естественно, отно­сятся и минеральные, лежат три категории принципов:

• общепризнанные принципы современного международ­ного права;

• принципы международного права, имеющие природоохранительное значение;

• специальные принципы международного права окружаю­щей среды.

Поскольку международное право окружающей среды находит­ся в настоящее время в стадии формирования, а специальные принципы этой отрасли международного права еще не зафиксиро­ваны в установленном порядке, рекомендуется в практической дея­тельности руководствоваться следующими правовыми идеями:

· охрана окружающей среды и рациональное ресурсопользование являются задачей глобального масштаба, а также необходи­мым условием здоровья, благосостояния и экономического процве­тания нынешнего и будущего поколений людей;

· государства и иные субъекты международного права обязаны при любых видах деятельности принимать (индивидуально или коллективно) все возможные меры по сохранению качества окру­жающей среды;

· государства и иные субъекты международного права обязаны при любых видах деятельности проводить оценку возможных воз­действий на окружающую среду;

· государства обязаны повышать эффективность национальной и международной деятельности в области охраны окружающей среды на основе комплексного научного подхода, сближения и гармонизации политики и законодательства, содействия прогрес­сивному развитию и кодификации международного права окру­жающей среды.

На современном этапе развития международного права выде­ляют четыре основные предметные области международно-право­вой охраны окружающей среды: ограничение вредных воздействий на окружающую среду; установление экологически целесообраз­ного режима использования природных ресурсов; международная охрана природных памятников и резерватов; регулирование научно-технологического сотрудничества государств по поводу ох­раны окружающей среды.

В связи с тем, что формирование источников международного права окружающей среды отстает от потребностей мирового сообще­ства, в международно-правовом регулировании природоохранных от­ношений все большее значение приобретают акты так называемого «мягкого права». К актам «мягкого права» относят рекомендации, ре­шения, резолюции и другие документы подобного рода, принятые ме­ждународными организациями или международными форумами. Очень часто правовые идеи, изложенные в актах «мягкого права» трансформируются в нормы международного права. Так, например, один из принципов декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам охраны окружающей среды (1972 г.) о предотвращении за­грязнения моря техногенными и другими отходами был позднее за­креплен соответствующей международной конвенцией. Новой формой актов «мягкого права» стали руководящие принципы поведения госу­дарств в отношении тех или иных природных объектов или видов воз­действия на окружающую среду. Например, экспертами, работающи­ми в рамках межправительственной программы ЮНЕЛ (Программа ООН по окружающей среде), разработаны принципы добычи полез­ных ископаемых на шельфовой зоне.

В теории права мировые природные ресурсы традиционно подразделялись на внутригосударственные и международные. В настоящее время в отдельную категорию выделены так называемые разделяемые природные ресурсы, т. е. расположенные на террито­рии двух или нескольких государств.

Очень важным принципом международных правовых отно­шений является зафиксированное в декларации Стокгольмской конференции «суверенное право государства разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей природоохранной политике и его ответственность за то, чтобы его деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пре­делами действия национальной юрисдикции».

Международно-правовые нормы рационального недропользования также должны исходить из требований разумной эксплуата­ции ресурсов недр и предотвращения неблагоприятного воздейст­вия этой эксплуатации и ее последствий на другие виды природ­ных ресурсов. Одновременно следует учитывать правовой статус конкретного ресурса недр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: