Контрольные задания

1. Приведите схему промышленного способа получения этаналя и схемы цепи последовательных реакций получения из него: а) бутанона; б) бутаналя. Напишите уравнения и назовите продукты реакций бутаналя: а) с реактивом Фелинга; б) реакции Тищенко. Опишите условия и механизм реакции (б).

2. Напишите схему реакции получения ацетона из уксусного альдегида, приведите уравнения и назовите продукты реакций ацетона со следующими реагентами: а) НСN; б) NН2ОН; в) NаНSО3. Опишите механизм реакции пропанона с NH2ОН. Почему взаимодействие оксосоединений с НСN ускоряется в присутствии оснований и тормозится в присутствии кислот? Какие из реагентов (а-в) используют для выделения и идентификации альдегидов и кетонов?

3. Изобразите электронное строение карбонильной группы. Соединения каких классов органических соединений содержат карбонильную группу? Приведите примеры. Напишите схему получения ацетона по реакции Кучерова, а также и уравнения и названия продуктов реакций ацетона: а) с NH2ОН; 6) с СН3МgВг, а затем - с Н2О (Н+); в) с С12, РС13. Укажите механизмы реакций а-в. Приведите формулу альдегида, получаемого реакцией Кучерова и схему качественной реакции, которой можно отличить его от ацетона.

4. Расположите в ряд по увеличению реакционной способности в реакциях АN следующие соединения: бромэтаналь, 2,2-диметилпропаналь; пропаналь, диэтилкетон, этаналь и валериановый альдегид. Напишите уравнения, укажите условия и назовите продукты реакций пропаналя со следующими реагентами: а) СН3ОН; б) Н2, Ni; в) НСN; г) фенилгидразином; д) Аg2О, NН4ОН. Какие из реагентов (а-д) используют при качественном анализе альдегидов и кетонов?

5. Из перечисленных ниже соединений выберите вещества, которые способны вступать в реакции альдольной и крoтоновой конденсации и назовите полученные соединения: формальдегид, пропаналь, 2-метилпропаналь, 2,2‑диметилпропаналь, бензальдегид. Ответ обоснуйте. Укажите условия альдольной конденсации альдегидов и на одном примере опишите ее механизм. Приведите схемы и назовите продукты двух качественных реакций, которыми можно отличить полученный продукт кротоновой конденсации от продуктов альдольной конденсации.

6. Приведите схемы, назовите продукты и укажите условия реакции Канниццаро на примерах тех из названных ниже веществ, которые способны вступать в эту реакцию и назовите образующиеся соединения: формальдегид, пропаналь, 2-метилпропаналь, 2,2-диметилпропаналь, бензальдегид. Ответ обоснуйте. Напишите схемы и назовите продукты реакций, протекающих при 0°С в растворах: а) метаналя (40% водн, р-р); б) этаналя (в присутствии следов Н24).

7. Приведите схемы реакций получения: а) бензальдегида из соответствующего алкилбензола; б) бутанона из соответствующего дигалогеналкана. Напишите схемы и назовите продукты реакций данных оксосоединений: 1) с семикарбазидом; 2) с С12; 3) с КМnО4, t. Bчем причины различий в протекании реакций (2) и (3) у бензальдегида и бутанона? Можно ли с помощью иодоформной пробы различить бензальдегид и бутанон? Для идентификации каких органических соединений используется иодоформная проба?

8. Напишите схемы реакций получения акролеина и винилуксусного альдегида. Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. Сравните влияние альдегидной группы на реакционную способность кратной связи у каждого из этих альде­гидов. Приведите уравнения и назовите продукты их взаимодействия: а) с НСN; б) с Н2О (Н+); в) с Аg2О (NH4ОН).

9. Дайте определение понятию ароматические альдегиды. Приведите уравнение реакции получения n-толуилового альдегида из толуола и схему его превращений в условиях конденсации Перкина. На примерах п- толуилового альдегида и пропаналя покажите различия в отношении ароматических и алифатических альдегидов к действию: а) НН3; 6) С12; в) КСN. Напишите схемы и назовите продукты взаимодействия каждого из названных альдегидов с реагентами а-в.

10. Дайте определение понятию кетоны. Напишите схемы реакций получения ацетофенона и бензофенона из бензола. Какой из этих кетонов образует желтый осадок при нагревании с раствором иода в гидроксиде натрия? На его примере приведите схему и назовите продукты взаимодействия ацетофенона: а) с НСN, CN-; б) с РС15; в) с HNO3(к.) и Н24 (к.). Объясните направление реакции (в).

11. Напишите схемы реакций получения: бутанона, пропионового альдегида, бензальдегида, фенилуксусного альдегида, используя реакции окисления спиртов и гидролиза дигалогенозамещённых. Объясните, почему температура кипения альдегида (кетона) ниже, чем температура кипения соответствующего спирта.

12. Приведите все структурные изомеры карбонильных соединений: алифатического ряда С4Н8О; ароматического ряда С8Н8О. Разместите соединения в ряд по увеличению реакционной способности в реакциях нуклеофильного присоединения. Приведите примеры. Ответ обоснуйте.

13. Напишите схемы реакций получения: а) 2-окси-5-аминобензальдегида из фенола; б) п-метоксибензальдегида из n-крезола; в) дибензилкетона и п-метилацетофенона из бензола.

14. Разместите в ряд по уменьшению активности в реакциях нуклеофильного присоединения такие соединения: ацетальдегид, формальдегид, ацетон, хлораль, бензальдегид, п-нитробензальдегид, п-диметиламинобензальдегид. Ответ обоснуйте. Приведите примеры реакций нуклеофильного присоединения для этих соединений.

15. Напишите схемы взаимодействия с НСN и NаНSО3 а) ацетона; б) пропанового альдегида. Разберите механизм этих реакций. Объясните почему присоединение НСN к альдегидам и кетонам требует катализатор, а присоединение NaHSО3 происходит легко без катализатора.

16. Приведите схемы реакций уксусного альдегида, в которых берёт участие водород при углеродном атоме. Чем обусловлена активность этого атома водорода и почему неактивный водород альдегидной группы?

17. Какие из карбонильных соединений: триметилуксусный альдегид, изомасляный альдегид, пропановый альдегид, ацетон, могут вступать в реакцию альдольной конденсации? Укажите соединения которые вступают в кротонову конденсацию. Напишите для этих веществ схемы соответствующих реакций.

18. Какие из альдегидов: муравьиный, п-толуиловый, фенилуксусный, триметилуксусный способны вступить в реакцию Канницаро? Приведите для них схемы реакций.

19. Приведите реакции, которые характеризуют особые свойства муравьиного альдегида в сравнении с его гомологами.

20. Приведите схемы реакций получения п-бензохинона. С помощью каких реакций можно доказать присутствие в его молекуле двух карбонильных групп? Чем обусловлено окрашивание п-бензохинона?

21. Приведите схемы реакций, с помощью которых можно отличить: а) бутаналь от бутанола; б) ацетон от изопрпанола.

22. Сравните реакционную способность уксусного и бензойного альдегидов. Опишите строение альдегидной группы и охарактеризуйте её влияние на реакционную способность углеводородного радикала.

23. Напишите схемы взаимодействия ацетона и пропанового альдегида с НСN. На одном примере опишите механизм реакции. Объясните, почему эта реакция ускоряется в присутствии основ и тормозится в присутствии кислот?

24. На примере винилуксусного (3-бутеналь) и кротонового (2-бутеналь) альдегидах охарактеризуйте влияние альдегидной группы на реакционную способность двойной связи в каждом случае. Приведите схемы реакций взаимодействия этих альдегидов с: а) HCl; б) НОН (Н+); в)Ag2O(NH4OH). Назовите полученные соединения.

25. Напишите схемы взаимодействия акролеина (пропеналь) с: а) Br2(H2O); б) HCl; в) Ag(NH3)2OH; г) NH2OН. Охарактеризуйте взаимное влияние двойной связи и альдегидной группы в молекуле акролеина.

26. Охарактеризуйте влияние природы заместителей (электронодонорные или электроноакцепторные) на реакционную способность ароматических альдегидов в реакциях нуклеофильного присоединения. Приведите примеры ароматических альдегидов, которые содержат электронодонорные и электроноакцепторные заместители в бензольном ядре и приведите схемы реакций, которые характеризуют их химические свойства.

27. Напишите схемы реакций, с помощью которых можно из бутена-1 получить бутанон.

28. Из какого этиленового углеводорода реакцией оксосинтеза можно получить: а) 3-метилбутаналь; б) диметилпропаналь? Напишите схемы реакций. Как эти альдегиды будут взаимодействовать с гидросульфитом натрия? Какое практическое значение этой реакции?

29. Напишите схемы синтеза диизопропилкетона: а) окислением соответствующего спирта; б) сухой перегонкой кальциевых солей карбоновых кислот; в) озонолизом соответствующего этиленового углеводорода.

30. Напишите схемы синтеза любым способом 2-метилбутаналя и диэтилкетона. Как различить смесь этих соединенй?

31. Напишите схемы преобразования нормального бутилхлорида на бутаналь и бутанон. Какие спирты можно синтезировать из этих карбонильных соединений и этилмагнийбромида по реакции Гриньяра?

32. Действием озона на этиленовый углеводород добыто два альдегида, оксимы, которых восстановились до н-пропиламина и метиламина. Напишите структурную формулу исходного углеводорода и схемы соответствующих реакций.

33. Предложите схему преобразования циклопентанона в циклогексанон.

34. Напишите реакцию получения полуацеталя и полного ацеталя из 2‑метилбутаналя. Объясните механизм реакции. Что получится при кислотном гидролизе ацеталя?

35. Напишите схемы взаимодействия с HCN а) ацетона; б) пропионового альдегида. Рассмотрите механизм этих реакций. Какое из этих соединений и почему легче будет взаимодействовать с HCN? Объясните, почему образование циангидринов ускоряется в присутствии гидроксидов и тормозится кислотами?

36. Предложите схемы преобразования: а) бензола на бензофенон; б) бензальдегида на фенилуксусный альдегид.

37. Предложите схему синтеза: а) п-гидроксиацетофенона из фенола; б) метил-м-фенилкетона из бензола.

38. Какие соединения получаются при пиролизе смешанных кальциевых солей таких кислот: а) фенилуксусной и муравьиной; б) бензойной и уксусной; в) бензойной и масляной; г) п-толуиловой и бензойной?

39. Определите строение вещества состава С5Н8О2, если оно: а) образует диоксим; б) даёт позитивную йодоформную реакцию; в) восстанавливает аммиачный раствор оксида серебра; г) при полном восстановлении преобразуется на н-пентан. Напишите схемы указанных преобразований.

40. Определите строение вещества состава С5Н10О, которое реагирует с гидросульфитом натрия и фенилгидразином, не даёт реакции серебряного зеркала, а главными продуктами его окисления является уксусная кислота и ацетон. Напишите уравнения названных реакций.

41. Определите структурную формулу соединения состава С7Н14О, если оно обладает такими свойствами: а) образует оксим; б) не даёт реакцию серебряного зеркала; в) присоединяет два атома водорода с образованием соединения состава С7Н16О, которое при нагревании с Н2SO4 образует углеводород состава С7Н14, который окисляется до смеси пропионовой и масляной кислот. Напишите схемы соответствующих реакций.

42. Какая структурная формула соединения состава С8Н8О, если оно реагирует с гидроксиламином, фенилгидразином, с аммиачным раствором оксида серебра, а при окислении хромовой смесью превращается в терефталевую кислоту? Напишите схемы соответствующих реакций.

43. Определите структуру соединения С9Н10О, которое реагирует с гидроксиламином, даёт реакцию серебряного зеркала, а при окислении превращается в соединение С8Н6О4. При нитровании исследуемого соединения получен только один изомер. Напишите схемы соответствующих реакций.

44. Определите строение вещества С8Н8О, если известно, что оно реагирует с фенилгидразином, гидроксиламином, не подвергается бензоиновой конденсации, при окислении хромовой смесью образует кислоту состава C7H6O2. Напишите схемы соответствующих реакций.

45. Дайте определение понятию карбоновые кислоты. Напишите схемы реакций получения изомасляной и янтарной кислот из соответствующих галогенпроизводных углеводородов через стадию образования нитрилов и приведите уравнения реакций этих кислот: а) с Р2О5, t; б) с С2Н5ОН, Н+; в) с РС15 (изб.). Опишите механизм реакции (б) на примере изомасляной кислоты и предложите схему реакции, которой ее можно отличить от продукта реакции (б).

46. Изобразите электронное строение и распределение электронной плотности в карбоксильной группе и карбоксилат-ионе. Напишите схемы реакций получения масляной кислоты: 1) из пропилбромида; 2) из 1,1,1-трихлорбутана, 3) из соответствующего нитрила. Приведите уравнения и назовите продукты ее реакций: а) с С2Н5ОН в присутствии к. Н24; 6) с NН3, t; в) с SОС12. Как называют реакцию (а) и какова роль к. Н2SO4 в ней?

47. С помощью стрелок, применяемых для изображения электронных эффектов, покажите распределение электронной плотности в структуре ацетат и бензоат-ионов. Расположите в ряд по увеличению силы кислотных свойств карбоновые кислоты: муравьиную, изовалериаыовую, бензойную, пропионовую. Ответ поясните. Приведите схемы и назовите продукты реакций бензойной кислоты: 1) с NaНСО3; 2) с Вг2 в присутствии FеВrз; 3) при нагревании до 200°С в присутствии Сu. Напишите уравнения и назовите продукты качественных реакций, которыми можно отличить: а) муравьиную кислоту от уксусной; 6) акриловую кислоту от пропионовой.

48. Расположите в ряд по возрастанию кислотных свойств кротоновую, пропионовую, пропиоловую и акриловую кислоты. Ответ поясните. Приведите схемы и назовите продукты реакций кротоновой кислоты: а) с NaОН (водн. р-р); б) с НС1; в) с Вг2; г) с СН3ОН в присутствии к.Н24. Обоснуйте направление протекания реакции (б) с позиций электронной теории. Напишите схему полимеризации продукта реакции (г).

49. В каждой из указанных ниже пар анионов укажите наиболее сильное основание. Укажите также наиболее сильную кислоту в парах соответствующих сопряженных кислот.

а) CH3CH2O - и CH3COO-;

б) ClCH2CH2COO - и CH3CHClCOO-;

в) СlСН2СОО- и СH3COO -;

г) СlСН2СН2СОО- и СН3СН2СН2СОО -;

д) FCH2COO - и F2CHCOO-.

Укажите, какая из карбоксильных групп в молекуле 3-хлоргександиовой кислоты имеет меньшую константу диссоциации. Ответ поясните.

50. Предложите методы и реагенты, с помощью которых 3-метилбутановую кислоту можно превратить в следующие соединения:

а) (СН3)2С=СНСООСН3;

б) (СН3)2СНСН2СН2СООН;

в) (СН3)2СНСН2Br;

г) (СН3)2СНСН2СОNH2.

На примере получения продукта а покажите механизм реакции этерификации.

51. С учётом индуктивного и мезомерного эффектов опишите влияние карбоксильной группы на углеводородный остаток в кислотах: а) пропановой; б) пропеновой; в) винилэтановой; г) пропандиоловой; д) бутандиоловой; е) бензойной. Укажите в радикале активные атомы водорода, ответ подтвердите схемами соответствующих реакций.

52. Приведите схемы реакций всех возможных способов получения изопропилацетата и этилбензоата. Приведите механизм реакции этерификации.

53. В какой последовательности уменьшается реакционная способность в реакции щелочного гидролиза сложных эфиров: а) метилацетата, метилформиата, метилизобутирата, метилпропионата; б) n-аминофенилацетата, n-метилфенилацетата, n-нитрофенилацетата, фенилацетата. Ответ обоснуйте.

54. Напишите схемы реакций образования циклических ангидридов янтарной, глутаровой, малеиновой и фталевой кислот. Почему нельзя перевести в ангидрид фумаровую кислоту?

55. Напишите схемы реакций получения амида уксусной кислоты из: а) этилацетата; б) хлорангидрида уксусной кислоты; в) ангидрида уксусной кислоты. Укажите механизм реакций. Какой из ацилирующих реагентов активнее и почему?

56. Напишите схемы реакций взаимодействия пропановой, пропеновой и бензойной кислот с хлором. Назовите полученные соединения. Какими реакциями можно отличить перечисленные кислоты? Приведите схемы соответствующих реакций.

57. При помощи, каких реакций можно отличить изоамиловый спирт, метилэтилкетон и этилацетат? Приведите схемы соответствующих реакций.

58. Сравните строение карбоксильной группы в молекуле карбоновой кислоты и строение аниона этой кислоты. Поясните, почему в молекуле карбоновой кислоты связи «углерод-кислород» отличаются длинной, а в карбоксилат-анионе связи «углерод-кислород» имеют одинаковую длину? Приведите схемы образования кальциевых солей этандиоловой и бутановой кислот.

59. Покажите зависимость кислотного характера монокарбоновых кислот от природы углеводородного радикала и природы заместителей в нём. В качестве примера используйте уксусную, пропановую и бензойную кислоты.

60. На примере пропановой кислоты охарактеризуйте реакционную способность карбоновых кислот по углеводородному радикалу. Приведите схему реакции, протекающей при участии углеродного атома. Приведите схему реакции получения пропеновой кислоты из хлорпропановой кислоты.

61. На примерах пропановой, пропеоновой, винилэтановой и пропадионовой кислот покажите влияние карбоксильной группы на реакционную способность углеводородного радикала. Приведите примеры характерных реакций.

62. Покажите сходство и отличия химических свойств бензойной кислоты и бензальдегида на примере реакций этих соединений с: а) метиловым спиртом в условиях кислотного катализа; б) с нитрирующей смесью. Назовите продукты реакций.

63. Назовите и приведите схемы реакций, которые можно использовать для различения пар соединений: а) метановая и этановая кислоты; б) бензойная кислота и бензиловый спирт; г) хлорангидрид бензойной кислоты и хлорбензол.

64. Напишите схему реакции нитрирования пропановой кислоты. Объясните почему замещение водорода происходит в основном у α-углеродного атома. как влияет введение нитрогруппы на кислотный характер пропановой кислоты?

65. Напишите формулы всех возможных структурных и пространственных изомеров состава С5Н8О2. Для одного из изомеров приведите схемы реакций получения: а) сложного эфира; б) хлорангидрида; в) амида.

66. Приведите схему реакции получения из метана 2-метилбутановой кислоты, а также приведите схемы её взаимодействия с: а) гидроксидом натрия; б) пятихлористым фосфором; в) изопропиловым спиртом.

67. Напишите цепь реакций, с помощью которых самым коротким путём из пропилена можно добыть бутановую кислоту.

68. Напишите схему синтеза этилацетата из ацетилена. Где используются сложные эфиры в промышленности.

69. Какие две кислоты могут получиться, если на 3-бром-1-метилциклогексан подействовать спиртовым раствором щёлочи, а потом окислить при жестких условиях? Напишите схемы соответствующих реакций.

70. Объясните, будет ли метилэтиленовая кислота оптически активной? Назовите её по номенклатуре ИЮПАК. Напишите схемы реакций получения ангидрида, хлорангидрида, амида этой кислоты.

71. Приведите схемы получения этилбензоата из ацетилена и его щелочного гидролиза. Использование сложных эфиров в пищевой промышленности.

72. Напишите схемы реакций преобразования этилена в бутадионовую кислоту и получение её полного сложного эфира.

73. Распредеоите следующие кислоты в порядке возрастания их кислотных свойств: метановая, пропановая, бутен-2-овая. Ответ обоснуйте.

74. Напишите структурные формулы цис - и транс - изомеров бутендиоловой кислоты. Назовите их. Из какого изомера можно получить циклический ангидрид? Приведите схему его получения.

75. Приведите схему синтеза из метана метакриловой кислоты и её метилового эфира. Где используются эфиры метакриловой кислоты?

76. Напишите структурные формулы цис - транс - изомеров кротоновой кислоты. Приведите для этой кислоты схемы реакций с: а) гидроксидом натрия; б) хлороводородом; в) полимеризации.

77. Как проявляется сопряжение карбоксильной группы с двойной связью в α- и β- ненасыщенных одноосновных кислотах? Покажите это на примере присоединения бромоводорода к пропеновой кислоте.

78. Напишите структурные формулы цис - и транс - изомеров олеиновой кислоты. Каким способом можно доказать присутствие двойной связи в олеиновой кислоте? Привести схемы соответствующих реакций.

79. С помощью каких реакций можно различить стеариновую и олеиновую кислоты? Привести схемы взаимодействия этих кислот с: а) гидроксидом калия; б) пропанолом. Назовите полученные продукты.

80. Приведите схемы получения бензойной кислоты и 2-метилгексановой кислот из соответствующих спиртов. Для указанных кислот напишите схемы реакций с: а) 2-бутанолом; б) пентахлоридом фосфора; в) аммиаком (при нагревании).

81. Напишите структурные формулы двухосновных кислот: щавелевой, янтарной, фталевой. Как влияет на кислотные свойства этих соединений введение второй карбоксильной группы? Напишите схемы реакций, которые позволяют различить перечисленные кислоты.

82. Напишите структурные формулы всех изомерных фталевых кислот и назовите их. Приведите схемы получения фталевого ангидрида и амида.

83. Напишите схемы реакций, которые берут за основание для промышленных способов получения щавелевой и адипиновой кислот. Приведите схемы реакций, с помощью которых можно различить указанные кислоты? Какое использование имеют указанные кислоты?

84. Объясните, почему щавелевая кислота является сильнее, чем уксусная. Приведите схемы получения производных щавелевой кислоты: а) кальциевой соли; б) амида; в) сложного эфира.

85. Приведите схемы реакций. С помощью которых из метана можно получить фенилпропановую кислоту.

86. Используя ацетоуксусный эфир, синтезируйте α-этил β-фенилмасляную кислоту.

87. Предложите схему синтеза антраниловой (о-аминобензойная) кислоты из нафталина.

88. Напишите схему синтеза кислоты С6Н5-СН(СН3)СН2-СООН из ацетофенона, используя реакцию Реформатского. Назовите кислоту и продукты реакций.

89. С помощью каких реакций можно различить бензальдегид, бензиловый спирт, бензойную кислоту? Привести схемы соответствующих реакций.

90. Определите структурную формулу вещества общей формулы С7Н4Сl2O, которое: а) легко гидролизуется до соединения состава C7H5ClO2; б) взаимодействует с NH3 с получением вещества состава C7H6ClNO, которое при действии воды превращается в n-хлорбензойную кислоту. Приведите схемы всех реакций и назовите все соединения.

91. Напишите структурную формулу вещества состава С4Н8О3, которое: а) имеет кислую реакцию; б) оптически активно; в) при взаимодействии с НCl получает соединение состава С4Н7ClO2; г) при действии пентахлорида фосфора получает соединение состава С4Н6Cl2О; д) при нагревании с разбавленной серной кислотой образует альдегид. Приведите схемы соответствующих реакций, назовите все соединения.

92. Вещество состава С4Н6О2: а) реагирует со щелочами с получением соли; б) при прокаливании с NaОН превращается в углеводород состава С3Н6; в) при действии бромной воды образует вещество состава С7H6O2Br2. Определите структурную формулу приведённого вещества, напишите схемы соответствующих реакций и назовите все соединения.

93. Напишите структурную формулу соединения состава С5Н10О3, которое реагирует с металлическим натрием с получением продукта соединения С5Н9О3Na. Последний при действии пропилйодида и при последующем гидролизе образует пропановую кислоту, одноатомный первичный спирт и двухатомный спирт. Напишите схемы соответствующих реакций.

94. Напишите структурную формулу соединения состава С4Н8О2, которое имеет такие свойства; а) реагирует с раствором соды с выделением СО2; б) при сплавлении с щелочью получает пропан; в) при действии Са(ОН)2-соединение состава С8Н14О4Са, пиролиз которого происходит с получением диизопропилкетона. Напишите схемы соответствующих реакций и назовите все соединения.

95. Напишите структурную формулу соединения- производной кислоты состава С7Н14О2. Это соединение можно получить из спирта состава С6Н14О, который реагирует с металлическим натрием, а при окислении получает кетон С6Н12О. При дальнейшем окислении этого кетона получается преимущественно ацетон и пропановая кислота. Приведите схемы всех реакций.

96. Соединение состава С6Н10О4 при нагревании с раствором гидроксида калия получает метиловый спирт и вещество состава С4Н4О2К2. Последнее соединение при подкислении переходит в кислоту, формула которой С4Н6О4.При нагревании кислоты выделяется СО2 и получается пропановая кислота. Напишите структурную формулу исходного вещества со всеми обозначенными реакциями.

97. Вещество состава С4Н14О4: а) имеет кислотные свойства; б) с этиловым спиртом при присутствии серной кислоты получает соединение состава С8Н14О4; в) при нагревании выделяет СО2 и переходит в продукт состава С3Н6О2, который тоже имеет кислотные свойства. Напишите структурную формулу исходного вещества со всеми обозначенными реакциями.

98. Дайте определение понятию дикарбоновые кислоты. Расположите в ряд по возрастанию силы кислоты: малоновую, янтарную, щавелевую и глутаровую. Ответ поясните. Приведите схемы и назовите продукты реакций щавелевой кислоты: а) с эквимолекулярным количеством NаОН (водн, р-р); б) с изб. NаОН (водн, р-р); в) с к. Н24, t; г) с СаС12; д) с КМnО4 (водн. р-р). Каково аналитическое значение реакций (г) и (д)?

99. Сравните отношение к нагреванию дикарбоновых кислот: щавелевой, янтарной, глутаровой, адипиновой. Приведите схему реакции получения адипиновой кислоты из метана.

100. Дайте определение понятию галогенангидриды карбоновых кислот. Объясните причину более высокой ацилирующей способности у галогенангидридов карбоновых кислот по сравнению с ангидридами, эфирами и амидами карбоновых кислот. Напишите уравнения и назовите продукты реакций бензоилхлорида со следующими реагентами: а) диметиламином; б) пропанолом-2; в) ацетатом натрия; г) метилатом натрия. Приведите схему качественной реакции, которой можно отличить хлористый бензоил от хлористого бензила.

101. Дайте определение понятию ангидриды карбоновых кислот. Приведите схемы реакций получения фталевого ангидрида двумя способами. Напишите уравнения и назовите продукты его реакций: а) с NaОН (водн, р-р); б) с С2Н5ОН; в) с изб. бутанола-1 в присутствии к. Н24; г) с С2Н5NH2, t. Как используются фталевый ангидрид и продукт реакции (в)?

102. Дайте определение понятию эфиры карбоновых кислот. Напишите схемы реакций получения бензилбензоата: а) из бензальдегида (по реакции Тищенко); б) из бензоата натрия; в) из бензоилхлорида. Приведите схемы гидролиза бензилбензоата в кислой и щелочной средах. В какой среде гидролиз протекает необратимо? Ответ поясните. Опишите механизм кислотного гидролиза бензилбензоата. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно идентифицировать продукты кислотного гидролиза бензилбензоата.

103. Дайте определение понятию амиды карбоновых кислот. Укажите среди соединений (а-ж) незамещенные и замещенные амиды: а) формамид; б) диметилформамид; в) ацетамид; г) этилацетамид; д) амид изомасляной кислоты; е) н-бутиламид пропионовой кислоты. Опишите электронное строение амидной группы и объясните, почему амиды карбоновых кислот слабые ацилирующие реагенты. Приведите схемы и назовите продукты реакций соединения (д): 1) дегидратации в присутствии Р2О5; 2) расщепления по Гофману; 3) восстановления. Напишите уравнения реакций ацетамида, свидетельствующих об амфотерных свойствах амидов.

104. Дайте определение понятию гидразиды карбоновых кислот. Приведите уравнения реакций получения бензгидразида: а) из бензоилхлорида; б) из метилбензоата. Напишите схемы и назовите продукты реакций бензгидразида: 1) с бензальдегидом; 2) с ацетангидридом. Опишите электронное строение группы — СОNHNH2 и объясните причину протекания реакций (1) и (2) исключительно по атому азота NH2-группы. Дайте определение понятию нитрилы. Напишите схемы и назовите продукты реакций восстановления и гидролиза пропанонитрила. Какую из этих реакций используют для обнаружения нитрилов?

105. Охарактеризуйте реакционную способность галогенангидридов карбоновых кислот. Используя хлорангидрид пропановой кислоты как исходное соединение, получите: а) пропановую кислоту; б) амид пропановой кислоты; в) этиловый эфир пропановой кислоты.

106. Назовите функциональные производные угольной кислоты. Напишите схему реакции разложения мочевины при нагревании. Охарактеризуйте свойства карбаминовой кислоты.

107. Какие соединения называются сложными эфирами? Приведите схему реакции этерификации пропановой кислоты пропанолом. Объясните, почему эта реакция обратимая. Приведите схему щелочного гидролиза добытого эфира.

108. Приведите схемы реакций получения α-броммасляной и β-броммасляной кислот. Какая из этих кислот сильнее и почему? Напишите уравнения и назовите продукты реакций, которыми можно отличить α-, β- и γ‑броммасляные кислоты друг от друга.

109. Дайте определения понятиям: основность и атомность гидроксикислот. Укажите основность и атомность молочной, винной, яблочной и лимонной кислот. Изобразите с помощью проекций Фишера энантиомеры молочной и винной кислот. Что такое мезоформа, рацемическая форма и в чем ихсходство и различия? Приведите схему реакции получения яблочной кислоты из аспарагиновой (аминоянтарной) кислоты. Напишите уравнения и назовите продукты реакций яблочной кислоты: а) с Н24 (к.); б) с НС1; в) с ацетилхлоридом; г) окисления.

110. Дайте определения понятиям: лактоны и лактиды. Приведите схемы и назовите продукты качественных реакций, которыми можно отличить α-, и β-гидроксимасляные кислоты друг от друга.

111. Дайте определения понятиям: гидроксикислоты и фенолокислоты. Приведите уравнение и механизм реакции получения салициловой кислоты по методу Кольбе-Шмитта. Почему салициловая кислота сильнее ее пара- и мета -изомеров? Напишите схемы качественных реакций, которыми можно отличить салициловую кислоту: а) от фенола; б) от бензойной кислоты; в) от ацетилсалициловой кислоты.

112. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Укажите кислотный центр в соединении № 3 и с позиций теории электронных эффектов объясните его сравнительно высокую кислотность.

113. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Приведите название и механизм реакции превращения соединения № 3 в продукт № 4.

114. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Приведите схему и назовите вид таутомерии соединения №1, а также объясните его двойственную реакционную способность.

115. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Приведите название и механизм реакции превращения соединения №3 в продукт №4.

116. Дайте определение понятию цвиттер-ион. Напишите схему кислотно-основного равновесия в водном растворе α-аланина. Приведите уравнения и назовите продукты реакций, подтверждающих следующие его свойства: а) амфотерность; б) отношение к нагреванию; в) образование дипептидов: г) ацилирующая способность; д) нуклеофильность атома азота.

117. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Как называется лекарственный препарат, соответствующий по химической структуре соединению №3? Приведите схему гидролиза этого соединения и докажите амфотерность продукта гидролиза.

118. Приведите структурные формулы следующих кислот: галловой, бутановой, винной, лимонной. Какие из них являются оптически активными? Ответ объясните. Для оптически активного вещества приведите проекционные формулы энантиомеров и диастереомеров. Какие из приведенных форм образуют рацемат?

119. Приведите структурные формулы: а) 2-бром-3-гидроксибутандиовая кислота; б) хлорангидрид гликолевой кислоты; в) салициловая кислота. Для оптически активного вещества напишите проекционные формулы их оптических изомеров. Укажите отличия и схожесть свойств оптических антиподов?

120. Сколько и каких изомеров известно для молочной и яблочной кислот? Напишите их формулы. Определите понятия ”оптическая активность”, “рацемат”, “энантиомеры”.

121. Приведите структурные формулы: а) 3-хлор-2-гидроксибутановая кислота; б) амид молочной кислоты; в) лимонная кислота; г) яблочная кислота. Укажите, для каких из них возможны оптические изомеры, напишите их. Определите понятия “ оптическая активность”, “рацемат”, “диастереомеры”.

122. Какие из приведенных соединений являются оптически активными: а) пировиноградная кислота; б) молочная кислота; в) 2,3-дибромбутановая кислота. Приведите проекционные формулы их оптических изомеров. Какие из приведенных формул образуют рацемат? Ответ обоснуйте.

123. При помощи каких реакций можно отличить салициловую, кумаровую (о гидроксикоричную) и яблочную кислоту? Напишите схемы ответных реакций, а также подтвердите принадлежность двух из них к фенолокислотам.

124. Из этилена многостадийным синтезом получите яблочную кислоту. Напишите схемы реакций яблочной кислоты из: а) пентахлоридом фосфора; б) уксусным ангидридом; в) пропанолом-2. В состав каких продуктов входят яблочная кислота?

125. Можно ли отличить салициловую, миндальную, галловую кислоты: а) методом поляриметрии; б) химическими методами? Ответ обоснуйте. Напишите схемы получения: а) ацетилсалициловой кислоты; б) ангидрида миндальной кислоты; в) этилового эфира галловой кислоты. Опишите использование галловой кислоты и ее производные в фармацевтической промышленности.

126. Из метана многостадийным синтезом получите α- гидроксипропионовую кислоту. Приведите схемы реакций при помощи которых можно отличить салициловую и гликолевую кислоты.

127. Напишите схемы реакций многостадийного преобразования ацетилена в винную кислоту. Какое соединение, которое является производной винной кислоты, используется для количественного определения альдегидной группы? Приведите её структурную формулу.

128. Из этана многостадийным синтезом получите салициловую кислоту. Напишите схемы реакций салициловой кислоты с: а) бромом; б) ангидридом уксусной кислоты; в) изобутанолом. Опишите применение салициловой кислоты в медицине.

129. Какая из кислот: α или β-гидроксибутановая будет проявлять более кислотные свойства? Ответ обоснуйте, используя электронные влияния. Каким образом можно отличить эти кислоты? Приведите схемы соответствующих реакций.

130. Напишите структурную формулу вещества C4H8O3, которая: а) имеет кислую реакцию на лакмус; б) проявляет оптическую активность; в) при взаимодействии с HCl образует соединение состава С4Н7О2Cl; г) при действии РCl5 дает вещество состава C4H6OCl2. Приведите схемы соответствующих реакций.

131. Приведите схемы реакций, при помощи которых можно отличить α‑гидроксипропановую, винную и галловую кислоты. Какое применение находят данные соединения в фармации.

132. Приведите схемы многостадийного преобразования метана в лимонную кислоту. Может ли идентифицировать лимонную кислоту методом поляриметрии? Ответ объясните.

133. Напишите схемы многостадийного синтеза оксикислоты из бензальдегида. При помощи каких реакций можно отличить полученную оксикислоту и пировиноградную кислоту? Приведите схемы соответствующих реакций.

134. Альдольной конденсацией получите 3-окси-2-метилпетановую кислоту. Какую оксикислоту можно получить из этого соединения? Приведите схемы соответствующих реакций.

135. Приведите схемы получения пировиноградной кислоты из: а) дигалогенпроизводного; б) оксикислоты; в) альдегида. Приведите схему декарбоксилирования пировиноградной кислоты. Какое значение имеет эта кислота для организма человека?

136. Охарактеризуйте строение и кето-енольную таутомерию ацетоуксусного эфира. Приведите схему реакций, при помощи которых можно отличить ацетоуксусную и молочную кислоты.

137. Приведите схемы реакций, при помощи которых можно отличить глиоксалевую, яблочную, галловую кислоты. Какая из указанных кислот будет реагировать с аммиачным раствором нитрата серебра? Приведите схему реакций.

138. Приведите примеры первичных, вторичных и третичных нитроалканов. Какими химическими реакциями можно различить эти соединения? Напишите схемы соответствующих реакций.

139. На примере нитроэтана охарактеризуйте реакционную способность нитроалканов. Приведите наиболее характерные химические реакции.

140. Напишите реакцию нитрования этана и бензола. Объясните условия проведения реакции и влияние нитрогруппы на реакционную способность углеводородных радикалов. С помощью каких реакций можно различить нитроэтан и нитробензол?

141. Рассмотрите влияние нитрогруппы на активность атомов водорода метильных групп в о -, м - и п-нитротуолах. В каком изомере эта активность больше и почему?

142. Дайте общую характеристику химических свойств ароматических нитросоединений. На примере нитробензола покажите, какие реакции обусловлены присутствием нитрогруппы, а какие- бензольного ядра. Объясните ориентирующее действие нитрогруппы в реакциях электрофильного замещения по бензольному ядру.

143. Обозначьте характерные особенности восстановления нитробензола в кислой и нейтральной (или щелочной) среде. Приведите все стадии превращения нитробензола в анилин.

144. Найти структурную формулу соединения состава С4Н92,которое при последовательном взаимодействии с NaOH и минеральной кислотой получает бутаналь, а при восстановлении - вещество состава С4Н11N. Приведите схемы реакций и назовите все полученные вещества.

145. Напишите схемы и условия реакций превращения 6-аминокапроновой, (6‑аминогексановой) кислоты в кадаверин (1,5-пентандиамин) – токсичный амин, который получается при разложении мяса.

146. Охарактеризуйте основные свойства аминов. Сравните основной характер жирных и ароматических аминов. Приведите схемы реакций, при помощи которых можно различить анилин и пропиламин.

147. С помощью каких реакций можно различить: а) 2-хлорпропан и изопропиламин; б) изопропиламин и 2-нитропропан?

148. Объясните основные свойства ароматических аминов и влияние аминогруппы на реакционную способность ароматического ядра. Напишите реакцию взаимодействия анилина и бензиламина с азотистой кислотой. Сравните основные свойства этих соединений.

149. Охарактеризуйте реакционную способность сульфаниловой кислоты. Приведите схемы реакций получения сульфаниловой кислоты. Объясните, почему сульфаниловая кислота не имеет амфотерный характер?

150. Напишите схему взаимодействия изопропиламина с хлороформом в присутствии спиртового раствора щелочи. Как называется эта реакция? Будет ли метиламин давать эту реакцию? Является ли эта реакция характерной для аминов?

151. На примере этиламина и метиламина покажите сходства и отличия первичных и вторичных аминов алифатического ряда. Какие производные аминов токсичны, засоряют пищевые продукты и окружающую среду?

152. Объясните, почему алифатические амины имеют большие основные свойства, чем аммиак и ароматические амины? Приведите примеры первичных, вторичных, третичных алифатических, ароматических и жирноароматических аминов. Назовите приведённые соединения.

153. Напишите схему получения пропиламина по реакции Гофмана. Назовите исходные соединения. Напишите схемы реакций пропиламина с: а) хлористым метилом; б) уксусным ангидридом; в) азотистой кислотой; г) соляной кислотой.

154. Определите структурную формулу соединения состава С4Н11N, которое: а) не взаимодействует с уксусным ангидридом; б) растворяется в кислотах; в) реагирует только с одной молекулой метилйодида.

155. Какие вещества получатся в результате перегруппировки Гофмана из амидов 2-метилбутановой и циклопентилэтановой кислот? Как эти вещества реагируют с азотистой кислотой, с этановым ангидридом? Напишите соответствующие схемы реакций.

156. Напишите схему синтеза пропиламина из этилена, не используя аммиак. Сравните основные свойства пропиламина, аммиака, анилина, метиламина. Ответ обоснуйте.

157. Напишите схему синтеза бутиламина из: а) бутилбромида; б) пропилбромида; в) бутаналя; г) пентиламина; д) бутилового спирта.

158. При действии азотистой кислоты на амин состава С6Н15N выделяется азот, и получатся спирт состава С6Н14О; потом алкен общей формулы С6Н12, при озонолизе которого получается смесь ацетальдегида и бутанона. Определите структурную формулу амина.

159. Под действием азотистой кислоты на амин состава С6Н15N получается спирт и выделяется азот. Напишите структурные формулы возможных изомерных аминов. Для одного из них напишите реакцию с хлорангидридом этановой кислоты.

160. Приведите схемы реакций, с помощью которых можно различить: а) пропиламин и метиленамин; б) бутиламин и диметилэтиламин.

161. При восстановлении какого из приведённых веществ (нитробензол; п‑хлорнитробензол; о-нитротолуол; 2,4-диметилнитробензол) получается ароматический амин с наибольшей основностью? Предложите схему синтеза этого амина из бензола.

162. Предложите схемы превращения анилина в: а) амид сульфаниловой кислоты; б) хлорид-о-хлорфениламмония; в) циклогексиламин; г) 2,6‑диброманилин

163. Напишите схему синтеза этилпропиламина, используя анилин как исходное вещество.

164. Напишите схемы реакций следующих преобразований и назовите вещества:

165. 2-амино-3-бромтолуол используют для получения азокрасителей. Напишите схему его синтеза из толуола. Какие области применения находят азокрасители?

166. Приведите схемы двух реакций получения оксирана. Напишите уравнения и назовите продукты реакций оксирана: а) с водой; б) с этанолом; в) с бромоводородом; г) метанамином. Опишите механизм реакции (а) и сравните реакционную способность оксирана и его протонированной формы в реакциях с нуклеофильными реагентами.

167. Напишите уравнение реакции получения азиридина. Приведите схемы и назовите продукты его взаимодействия: а) с NН3; б) с Н2О (Н+); t; в) с НС1 (газ); г) с СНзС1; д) с СНзСОСl. Почему реакции (г) и (д) проводят в присутствии триэтиламина? Какие виды напряжения характерны для трех- и четырехчленных гетероциклов?

168. Напишите схемы и назовите продукты возможных реакций 3-метилоксетана и 3-метилазетидина: а) с СН3СОС1; б) с С2Н52; в) с Н2О (Н+); г) с СНзВг; д) с НNO2. Укажите условия, объясните направление этих реакций и причину различий в реакционной способности 3-метилоксетана и 3-метилазетидина.

169. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Укажите механизмы и объясните направления реакций образования продуктов №№ 2-4.

170. На основании критериев ароматичности объясните электронное строение фурана, пиррола и тиофена. Чем отличается ароматический характер этих гетероциклов в сравнении с бензолом? Стрелками покажите мезомерный эффект гетероатома. Напишите схемы и назовите продукты реакций: а) нитрования фурана и тиофена; б) сульфирования пиррола и тиофена; в) гидрирования фурана; г) окисления пиррола (Н2СгО4). Укажите механизм реакций а и б.

171. Почему фуран, пиррол и тиофен в реакции электрофильного замещения вступают легче, чем бензол? Объясните причину ацидофобности фурана и пиррола. Напишите схемы и назовите продукты реакций пиррола и тиофена: а) сульфирования; б) хлорирования; в) ацетилирования. Какими реакциями обнаруживают фуран, пиррол и тиофен? Объясните направление и укажите механизм реакций а-в.

172. Приведите схемы и назовите продукты реакций пиррола: а) с NаNН2; б) с Н2О (А1203, 450°С); в) с Н2 (Zn + СН3СООН). Как называется реакция (б)? На какие свойства пиррола указывает реакция (а)? Напишите уравнения взаимодействий продукта реакции (а): 1) с иодметаном (<0°С); 2) с ацетилхлоридом, t; 3) с СО2,t, р. Назовите образующиеся соединения.

173. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Укажите механизм, поясните направление реакции синтеза продукта № 3.

174. Сравните кислотно-основные свойства пиррола и продукта его полного гидрирования. Напишите уравнения и назовите продукты реакций: а) каждого из этих гетероциклов с (СНзСО)2О; б) пиррола с КОН, затем С2Н5I, t; в) пирролидина с НСl. Приведите схемы превращений, подтверждающих: 1) ацидофобный характер пиррола; 2) принадлежность пирролидина ко вторичным аминам.

175. Приведите уравнения реакций получения фурфурола (из альдопентозы) и обнаружения функциональной группы в его молекуле. Напишите схемы реакций превращения фурфурола: а) в фуран-2-карбонозую кислоту; б) в фуран; в) в фурфуриловый спирт; г) в оксим фурфурола; д) в семикарбазон 5-нитрофурфурола.

176. Сравните устойчивость в кислой среде фурана и фурфурола. Напишите схемы и назовите продукты реакций фурфурола: а) с реактивом Толлснса (Аg2О в NH4ОН); б) нитрования; в) с аммиаком; г) реакции Канниццаро. В синтезе каких лекарственных препаратов используют 5-нитрофурфурол?

177. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Почему продукт № 3 нельзя нитровать и сульфировать минеральными кислотами?

178. Напишите схему циклизации фенилгидразона ацетона в присутствии ZnCl2 при нагревании. Можно ли этим способом получить индол? Чем схожи по реакционной способности пиррол и индол? Напишите схемы и назовите продукты реакций индола: а) сульфирования; б) хлорирования; в) нитрования; г) с NаОН.

179. Напишите схему синтеза индиго из индоксила. Приведите схему взаимных превращений синего и белого индиго. С чем связано изменение окраски в процессе этих реакций? Напишите уравнение реакции получения изатина из индиго. Изобразите схему таутомерии изатина и назовите обе формы. Приведите схемы и назовите продукты реакций изатина: а) с NaОН (водн, р-р); б) с С6Н5NHNH2. Какая из реакций (а, б) указывает на наличие в молекуле изатина: 1) кетогруппы; 2) амидной группы? Какой гетероцикл обнаруживают с помощью изатина и к. Н24? Как называется эта качественная реакция?

180. Дайте определение понятию азолы. Приведите схемы азольной таутомерии 3-этилпиразола и 4-мстилимидазола. Объясните влияние на химические свойства гетероатома «пиридинового» типа в молекулах пиразола и имидазола (сравнить с «пиррольным» атомом азота). Напишите схемы и назовите продукты реакций пиразола и пиррола: а) с Н2 (Рt); б) с NaОН; в) с НС1.

181. Напишите схемы синтеза 3-метилпиразола из диазоэтана и 4-этилимидазола из 2-оксобутаналя. Покажите стрелками электронные эффекты в молекулах этих гетероциклов. Напишите схемы и назовите продукты их реакций: а) с Н24, SО3 (олеум); б) с HNО3 (к.), t; в) с КОН; г) с СН3I.

182. Приведите таутомерные формы пиразолона-5. Напишите схемы синтеза трех лекарственных препаратов - производных пиразолона-5. Приведите схемы и назовите продукты реакций: а) антипирина с NaNО2 в изб. НС1 (водн. р-р); б) амидопирина с FеС13. Какие видимые изменения в процессе каждой из реакций (а, б) позволяют отличить эти препараты друг отдруга?

183. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Какой вид прототропной таутомерии характерен для соединения № 1? На какие свойства продукта № 2 указывают его дальнейшие реакции? Под каким названием и для чего применяется в медицине продукт № 3?

184. Приведите схему реакции получения тиазолиламина-2, а также схемы и названия продуктов его взаимодействия: а) с хлорангидридом N-ацетилсульфаниловой кислоты; б) с С2Н5С1; в) с Н24 (водн. р-р); г) с (СН3СО)2О; д) с бензальдегидом. Напишите формулу сульфаниламидного препарата - производного 2-аминотиазола.

185. Чем схожи и чем отличаются электронное строение и химические свойства бензола и пиридина? Напишите схемы, укажите условия и назовите продукты реакций пиридина: а) нитрования; 6) сульфирования; в) галогенирования: г) аминирования; д) восстановления; е) с КОН, t.

186. Чем схожи и чем отличаются электронное строение и химические свойства пиридина и продукта его восстановления действием Nа в С2Н5ОН? Напишите схемы, укажите условия и назовите продукты реакций обоих гетероциклов: а) с НС1; б) с СН3I, t; в) с СН3СОС1; г) с пикриновой кислотой (2,4,6-тринитрофенол). Объяснить причину различий в основности пиридина и продукта его гидрирования.

187. Приведите схемы получения из пиридина α- и β-гидроксипиридинов. Укажите среди них соединение, способное к таутомерии, напишите схему и назовите продукт его таутомерного превращения. Сравните отношение α- и β-гидроксипиридинов к действию FeCl3 и объясните причину различия. Напишите схемы и назовите продукты взаимодействия З-гидроксипиридина: а) с НС1;б) с NаОН.

188. Приведите схемы получения из пиридина α- и β-аминопиридинов. Укажите среди них соединение, способное к таутомерии, напишите ее схему и назовите таутомерные формы. Приведите схемы, назовите продукты взаимодействия α- и β-аминопиридинов с азотистой кислотой (в изб. НС1) и объясните причину различного протекания реакций. Продукт какого из этих превращений обнаруживают действием β-нафтола (рН>7)? Приведите схему соответствующей реакции.

189. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Какие свойства продукта № 2 подтверждают его реакции с НС1 и NаОН? Под какими названиями и в каких целях применяются в медицинской практике продукты № 6, № 2?

190. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Приведите схемы качественных реакций, подтверждающих наличие в соединении № 1: а) пиридинового атома азота; б) функциональной группы. Как называется и с какой целью применяется лекарственный препарат на основе продукта № 4?

191. Дайте определение понятию алкалоиды. Приведите схему и назовите продукт окисления алкалоида никотина действием КМnО4 (рН<7). Напишите уравнения и назовите продукты реакции полученного соединения: а) с NH4ОН (20°С); б) с пикриновой кислотой (2,4,6-тринитрофенол); в) с NН4ОН (t); г) с КОН (t). Какие из реакций а-г указывают на амфотерные свойства продукта окисления никотина?

192. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Укажите механизм реакций образования продуктов № 3, и №5 и объясните различное направление замещения в каждом случае.

193. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Укажите механизмы реакций образования продуктов № 2, 4, 5, 7 и объясните направление замещения в каждом случае.

194. Приведите схему получения 8-оксихинолина по способу Скраупа. Напишите схемы и назовите продукты взаимодействия этого соединения: а) с СH3I; б) с к. HNО3 (в к. Н24); в) с 2NаNН2 (в NН3); г) с МgС12 (рН>7); д) с КМnО4 (рН>7). Под какими названиями и как используются в медицинской практике 8-оксихинолин и продукт реакции (б)? Каково аналитическое значение 8-оксихинолина?

195. Приведите схему получения изохинолина по способу Бишлера-Напиральского. Напишите схемы и назовите продукты реакций этого соединения: а) с НС1; б) с к. HNO3 (в к. Н2SO4); в) с NаNН2 (в NH3); г) с КМnО4 (рН>7); д) с Н2О2 (в СНзСООН). Приведите структурную формулу и название алкалоида-производного изохинолина. Каково его применение в медицинской практике?

196. Пользуясь критериями ароматичности, объясните ароматический характер хинолина, изохинолина и акридина. Приведите схему и назовите промежуточные продукты синтеза 9-хлоракридина из N-фенилантраниловой кислоты. Напишите схемы и назовите продукты взаимодействия 9-хлоракридина: а) с NH3; б) СН3ОН; в) Н2О (t); г) Н2, Ni. Почему в молекуле 9-хлоракридина атом хлора легко замещается?

197. Напишите уравнения реакций получения 4-гидроксипирилий хлорида и 4-этоксипирилийиодида. По каким критериям их относят к ароматическим соединениям? Приведите схему реакции синтеза кумарина из салицилового альдегида. Напишите схему и назовите продукт взаимодействия кумарина с NаОН. Какой вид конфигурационной изомерии характерен для образующегося соединения? Приведите схему его реакции с НС1. Почему при этом необразуется кумариновая кислота?

198. Дайте определение понятию азины. Напишитесхемы и назовите продукты реакций в следующей цепи превращений:

Какие свойства исходного вещества и продукта № 2 подтверждают их реакции с С2H5ONa? Под каким названием и с какой целью применяется в медицинской практике продукт №5?

199. Приведите схему таутомерных превращений барбитуровой кислоты. В структуре наиболее устойчивой таутомерией формы укажите группы, обуславливающие кeто-еиольную и лактам-лактимную таутомерию. Напишите схемы и назовите продукты реакций барбитуровой кислоты: 1) с NаОН; 2) с изб. РОС13 с последующим восстановлением. Сравните основный характер и реакционную способность пиридина и пиримидина при нуклеофильном и электрофилыюм замещении. С какими из реагентов (а-д) взаимодействует пиримидин: а) НС1 (изб.); б) к. HNO3 (в к. Н24); в) NaNН2 (в NН3); г) с КОН (t). Напишите схемы и назовите продукты возможных реакций.

200. Напишите схемы и укажите виды таутомерии нуклеиновых оснований пиримидинового ряда (урацил, тимин, цитозин). Дайте определение понятию нуклеозиды. Приведите схемы синтеза и названия нуклеозидов, содержащих остатки: а) тимина; б) урацила; в) цитозина. Укажите N-гликозидные связи в их структуре. Какие моносахаридные остатки связаны с нуклеиновыми основаниями а-в? Каково значение нуклеиновых оснований в физиологических процессах?

201. Напишите схемы и укажите виды таутомерии нуклеиновых оснований пуринового ряда (аденин, гуанин, гипоксантин). Дайте определения понятиям: нуклеозиды, нуклеотиды. Приведите схемы синтеза и названия нуклеозидов и нуклеотидов, содержащих остатки: а) гуанина; б) аденина, Каково значение нуклеиновых оснований в физиологических процессах?

202. Дайте определение понятияю нуклеотидполифосфаты. Приведите схемы синтеза и названия нуклеотидов, содержащих остатки: а) урацила; б) аденина. Изобразите структурную формулу аденозин-5'-трифосфата (АТФ) и схему его постадийного гидролиза. Укажите макроэргические связи в его структуре. Каково значение АТФ в физиологических процессах?

203. Напишите схемы таутомерных превращений мочевой кислоты и цепи последовательных реакций, с помощью которых осуществляют синтез пурина из мочевой кислоты. Приведите таутомерные формы пурина, схемы и названия продуктов реакций, подтверждающих его амфотерный характер.

Проявляет ли амфотерность мочевая кислота?

204. Приведите схему и укажите вид таутомерии мочевой кислоты, а также уравнения и названия продуктов ее взаимодействия: а) с эквимолярным количеством NаОH; б) с изб. NaОН. Сравните растворимость полученных веществ в воде и на этом основании поясните причину мочекаменной болезни и подагры. Напишите схемы и назовите продукты двух качественных реакций, подтверждающих способность окисляться как у имидазольного, так и у пиримидинового фрагментов молекулы мочевой кислоты.

205. Перечислите основные химические группы алкалоидов. Какими реакциями можно отличить; а) кодеин и морфин; б) теобромин и кофеин? Напишите возможные таутомерные формы алкалоидов группы пурина. Укажите кислотные, основные центры в их молекулах и приведите схемы взаимодействия теофиллина и теобромина с НС1 и NаОН. Почему кофеин - не амфотерное соединение?

206. Дайте определение понятию мутаротация. Приведите схему цикло-цепного таутомерного превращения D-глюкозы в водном растворе. Напишите схемы и назовите продукты реакций глюкозы: а) с Вг22O); б) с NH2ОН; в) с изб. (СН3СО)2О.

207. Приведите схемы качественных реакций, доказывающих, что глюкоза является полиоксиалъдегидом. Напишите схемы образования двух восстанавливающих и одного невосстанавливающего дисахаридов, состоящих из остатков D-глюкозы. Назовите продукты реакции.

208. Дайте определение понятию аномеры. Приведите перспективные формулы Хеуорса четырех аномеров D-глюкозы. Укажите в них аномерный атом углерода. Какой из аномеров D-глюкозы наиболее конформационио устойчив? Ответ поясните. Приведите схемы реакций, подтверждающих наличие у глюкозы: а) полуацетального гидроксила; б) пяти гидроксильных групп; в) оксоформы. Напишите схемы и назовите продукты реакций окисления глюкозы в нейтральной, кислой и щелочной средах. Напишите схемы и назовите продукты качественных реакций, отличающих глюкозу от сахарозы.

209. Приведите схему, укажите условия и назовите продукты эпимерных превращений D-глюкозы. Напишите уравнения и назовите продукты реакций D-глюкозы: а) с изб. С6Н5NНNН2 (t); б) с СН3ОН (Н+); в) с диметилсульфатом (изб.); г) с НСN; д) с реактивом Феллинга (медновиннокислый комплекс). Какую информацию о строении глюкозы можно извлечь при выполнении каждой из реакций (а-д)?

210. Приведите схему карбонильно-ендиольной таутомерии D-маннозы. Какие еще моносахариды образуются в результате этой таутомерии? Дайте определение понятию эпимеры. Напишите формулу эпимера D-маннозы. Приведите схему реакции получения озазона маннозы. Напишите формулы и названия моносахаридов, которые образуют тот же озазон, что и D-манноза. Приведите схемы качественных реакций, доказывающих принадлежность D-маннозы к альдозам.

211. Напишите схемы: а) цикло-оксо таутомерии D-галактозы; б) получения этил-β-D-галактопиранозида; в) окисления D-галактозы действием к. НNОз, a затем последовательных дегидратации и дeкарбоксилирования образовавшегося соединения. К какому функциональному классу относится продукт реакции (б)? В каких условиях он гидролизуется? Приведите формулу и название дисахарида, гидролизующегося до глюкозы и галактозы. Назовите соединения в каждой схеме.

212. Приведите схему карбонильно-ендиолъной таутомерии D-фруктозы и назовите продукты ее изомеризации в слабощелочной среде. Почему они не являются эпимерами фруктозы? Напишите схемы реакций, доказывающих, что фруктоза относится: а) к многоатомным спиртам; б) к оксосоединениям. Почему фруктоза вступает в реакцию «серебряного зеркала»? Что происходит с фруктозой в аммиачной среде? Приведите схемы реакций D-фруктозы и D-маннозы: 1) с НNО3 (к.), t; 2) с изб. С6H5NHNH2 (t). Почему эти моносахариды в реакции (2) образуют один и тот же продукт?

213. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Дайте определение понятию гликозиды. К какому функциональному классу они относятся? Как называют неуглеводную часть гликозидов?

214 Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

В формуле исходного вещества пронумеруйте атомы углерода и укажите: а) аномeрный атом углерода; б) полуацетальный гидроксил; в) фрагмент, обуславливающий принадлежность этой монозы к D-ряду.

215. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Почему в синтезе уроновых кислот первичную спиртовую группу нельзя окислять без предварительной обработки моносахарида спиртом?

216. Напишите уравнения и назовите продукты реакций по схеме:

Каково применение в медицинской практике соединения № 4?

217. Дайте определение понятию дисахариды. Что такое восстанавливающие и невосстанавпивающие сахара? Почему сахароза не обладает способностью к мутаротации? Напишите структурную формулу дисахарида, содержащего остатки α-D-глюкопиранозы, соединенные в положениях 1' и 4. Напишите схему реакции, с помощью которой можно отличить мальтозу от сахарозы. Напишите схемы и назовите продукты реакций: а) метилирования мальтозы и сахарозы (в изб. СН3О-SO2-ОСН3); 6) полного гидролиза соединений, полученных по реакциям (а). Проявляют ли восстанавливающие свойства образовавшиеся в результате реакций (б) соединения?

218. Дайте определени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: