1. Прочтите сложные предложения и назовите союзы (союзные слова), которые используются для связи простых предложений.
2. Прочтите пары предложений. Назовите во втором местоимения, заменяющие подлежащее первого предложения.
3. Прочтите пары предложений. Назовите во втором предложении местоимение и слово, которое оно заменяет.
4. Просмотрите еще раз текст, обратите внимание на выделенные в нем специализированные средства связи. Скажите, как они способствуют логическому изложению. Определите их функциональную направленность.
5. Прочтите тексты с выделенными ключевыми предложениями. Обоснуйте собственный выбор ключевых предложений, определите структуру абзаца.
6. Просмотрите внимательно первый абзац текста еще раз, выделите ключевое предложение, назовите слова и местоимения, замещающие их. Проанализируйте подобным образом последующие абзацы.
7. Прочтите отрывок текста и выпишите связующие элементы текста.
8. Прочтите отрывок текста с пропущенными союзами и союзными словами. Заполните пропуски, используя соответствующие союзы и союзные слова из указанных ниже.
9. Расположите данные на карточках предложения в логической последовательности и употребите необходимые средства связи.
10. Определите значение следующих средств межфразовой связи и сгруппируйте их в соответствии с выражаемыми ими логико-смысловыми отношениями:
- сравнение, противопоставление;
- сообщение дополнительных сведений;
- пояснение, иллюстрация;
- выражение причинно-следственных отношений;
- обобщение, вывод;
- определение последовательности во времени;
- выявление допустимости (мысли, суждения);
- выявление противоречия.
11. Назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста.
12. Выпишите слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
13. Выберите одно из трех предложений, являющееся переходным от введения к информационной части (от информационной части к заключению).
14. Введите в текст дополнительные слова, указывающие на смысловой переход от одной мысли к другой.
15. Найдите и исправьте ошибки в связи данных предложений.
16. Составьте план текста. Найдите в тексте вводные словосочетания и связующие предложения.
17. Прочтите отрывок текста, выпишите средства межфразовой связи и определите логико-смысловые отношения между предложениями, которые ими выражаются.
18. Проследите, как развивается тема первого абзаца в последующих, разделяется ли она на подтемы (если да, то на какие). Скажите, как это иллюстрируется ключевыми словами, местоимениями, их замещающими, или словами-эквивалентами.
19. Просмотрите еще раз первые четыре абзаца. Проследите, как развивается в них главная тема.
20. Установите, за счет чего осуществляется единство абзацев в этом отрывке текста.
21. Обратите внимание на … и … абзацы, назовите средства связи между ними. Определите функцию … абзаца.