I – подлежащее (the subject) или группа подлежащего (подлежащее с поясняющими словами).
Признаки: занимает в предложении первое место, не имеет предлога, выражено любой частью речи кроме наречия, отвечает на вопросы; кто? что?
Пример: / This machine/1 is new.
II – сказуемое (the predicate)
Признаки: занимает второе место в предложении после группы подлежащего; начинается:
а) с личной формы глагола глагольного сказуемого в любом времени (worked, is working и т.д.)
в) с глагола связки в случае именного, составного сказуемого (is nice, is a student) с) с модального глагола в случае модального сказуемого (can work), отвечает на вопросы: что делать?, что делают?
Пример: Не /is working/2.
III – прямое дополнение (the direct object) или группа дополнения (дополнение с поясняющими словами).
Признаки: занимает третье место, стоит после глагольного сказуемого не имеет предлога, отвечает на вопросы: кого? что?
Пример: Не reads /many books/3.
III’ – косвенное беспредложное дополнение (the indirect object) или группа дополнения.
Признаки: занимает место между глагольным сказуемым и прямым дополнением, не имеет предлога, отвечает на вопросы: кому? чему?
|
|
Пример: Не is giving /him/3’ this journal.
IV – предложное дополнение (the prepositional object) или группа предложного дополнения.
Признаки: стоит после глагольного сказуемого (если отсутствуют III и III’) или после прямою дополнения, имеет перед собой предлог, отвечает на вопросы: о чем?, о ком?, кем?, чем?, кому?, чему? т.е. на вопросы всех косвенных падежей.
Пример: They are speaking /about a new program/4.
Цифра IV также обозначает обстоятельство (the adverbial modifier).
Признаки: стоит после глагольного сказуемого или дополнения, имеет предлог или выражено наречием, отвечает на вопросы: когда?, где?, как? и т.д.
Пример: We study /at the institute/4.
О – обстоятельство.
Признаки: стоит перед подлежащим в начале предложения, имеет предлог или выражено наречием.
Пример: /In the morning/о we go to the lectures.
Определение (the attribute) условной цифры не имеет, а входит в состав той группы, существительное которой определяет.
Признаки: может стоять перед существительным или после существительного и в зависимости от этого условно называется «левым» (л.о.) или «правым» (п.о.), отвечает на вопросы: какой?, который?
Правое определение (после существительного) может быть выражено существительным с предлогом, причастием, герундием с предлогом, инфинитивом или придаточным предложением.
Левое определение (перед существительным) обычно выражается прилагательным или причастием и стоит между детерминантом (артикль, притяжательное, указательное и неопределенное местоимение) и существительным.
Пример: Не/1 showed/2 us/3’ some examples/3 of different/л.о. kinds of computers/п.о. after the lecture/4.
|
|
Перевод: Он показал нам несколько примеров различных видов вычислительных машин после лекции.
Служебные части речи (предлоги, союзы, артикли, а та клее вспомогательные и модальные глаголы и местоимения) являются формальными признаками границ между теми или иными членами предложения.
Примечание: Ввиду четкого оформления сказуемого в грамматическом отношении (его легко распознать по вспомогательному или модальному глаголу, по грамматическому окончанию) анализ предложения рекомендуется начинать со сказуемого, затем перед ним определить подлежащее или группу подлежащего по признакам, а после сказуемого – все остальные члены предложения.
При анализе и переводе нужно помнить, что в синтаксической группе, состоящей из нескольких существительных без предлогов, последнее слово в такой цепочке всегда является основным, а все остальные будут определениями к нему.
Пример: system design – проектирование системы, design system – система проектирования.
Задание:
Переведите предложения, обращая внимание на графическую разметку анализа по членам предложения, и выделите признаки распознавания членов предложения.
1. Researchers/1 use/2 statistical methods/3 in their work/4.
2. People/1 obtain/2 useful/л.о. knowledge/3 from the study/4 of nature/п.о..
3. In the binary/л.о. scale/о people/1 express/2 numbers/3 by combinations/4 of 0, and 1.
4. Economists/1 throughout the world are dealing/2 with the problems/4 of the production/п.о. and distribution of goods/п.о..
5. Scientists/1 use/2 electronic computers/3 for many different/л.о. purposes/4.
6. In last weeks/л.о. experiments/о the students/1 tested/2 the new measuring/л.о. device/3.
7. Inadequately planned/л.о. educational systems/1 lead/2 to a great/л.о. waste/4 of human resources/п.о..
8. The calculations/1 were very complicated/2 for the first-year/л.о. student/4.
9. Medicine/1 has made/2 great progress/3 in the last twenty years/4.