Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.
1. Ориентировочный этап, подразумевающий анализ сложившейся обстановки и параметров собеседника (пол, возраст, национальность, социальное положение, уровень образованности и др.). «Если хочешь сказать слово, проверь, кто его будет слушать» (грузинская пословица).
2. Этап планирования действия, подразумевающий ответ на следующие вопросы: «о чем говорить/писать?» (тема), «зачем говорить/писать?» (цель или сверхзадача), «что буду утверждать?» (содержание), «в какой форме стану излагать?» (форма).
3. Исполнительский этап (говорение или письмо).
4. Этап контроля результатов, предполагающий ответ на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?». На данном этапе важно проанализировать как коммуникативные удачи (что удалось и почему), так и коммуникативные неудачи (помехи), которые привели к неадекватности понимания слушателями или читателями созданного автором высказывания.
|
|
Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия речевых высказываний.
3. Виды речи.
Продуктом речевой деятельности являетсяречь. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс, который строится на возможностях языка. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь материальна. По форме она может быть устной и письменной.
Устной называется речь, которой свойственны необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени, словесная импровизация. Н.А. Ипполитова выделяет следующие качества устной речи:
– избыточность – это не всегда оправданные повторы, уточнения, перифразы (использование синонимических структур), которые связаны с тем, что говорящий не всегда четко может сформулировать мысль, вследствие чего ему приходится повторяться, добиваясь желаемого результата;
– лаконизм, т.е. краткость в выражении мысли. Лаконизм связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста;
– самоперебивы, срывы конструкции – особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, оставляет его, начинает снова, пытаясь сформулировать мысль другими словами;
– прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово;
|
|
– несистемное и осознанное отступление от литературных норм;
– обязательное наличие невербальных средств коммуникации;
– зависимость от ситуации.
Письменная речь – это речь вторичная по отношению к устной, характеризующаяся тем, что информация передается в ней при помощи графических знаков. Письменная речь характеризуется следующими особенностями:
– использованием книжной лексики;
– наличием сложных синтаксических конструкций с большим количеством причастных и деепричастных оборотов;
– прямым порядком слов;
– четкой структурированностью, подразумевающей деление на главы и части;
– строгим соблюдением литературных норм.
По количеству говорящих речь может быть монологической (не требующей обмена репликами) и диалогической (требующей обмена репликами). Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, усваивается лучше.
Для успешной речевой деятельности необходимо, чтобы присутствовали следующие ее компоненты:
1) адресант (отправитель сообщения);
2) тема, содержание, цель и форма сообщения;
3) адресат (получатель сообщения).
Речевая деятельность реализуется в различных речевых жанрах. Речевые жанры – это формы построения языка, соответствующие целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфике сферы и ситуации общения (приветствие, просьба, приказ, лекция, доклад, статья и др.).