Классики античной риторики

Родиной риторики является Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали и в Египте, и в Ассирии и в Вавилоне. Но именно в античной Греции оно стремительно развивалось и именно здесь появились работы по теории красноречия.

Расцвету ораторского искусства способствовала рабовладельческая демократия, при которой верховным органом являлось Народное собрание. Политики, чтобы привлечь на свою сторону народ (демос) обращались к Народному собранию и им надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.

Значительную роль в развитии ораторского искусства играли особенности греческого судопроизводства. Поскольку публично в Древней Греции решались не только политические вопросы, но и совершался суд. Прокуроров в Древней Греции не было. Обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам. Он должен был убедить судей и всех слушателей (количество судей в Афинах было около 500 человек, а в решении судьбы человека принимало участие до 6 000 человек) в своей невиновности или представить смягчающие обстоятельства, иначе обвиняемому грозило суровое наказание: изгнание, а иногда и смерть. При таких обстоятельствах в более выгодных условиях оказывались те, кто обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

Ораторы выступали с сенатских трибун, на народных собраниях и форумах, на судебных

процессах и различных торжествах. Известными риторами Древней Греции были Демосфен, Исократ, Эсхин, Филократ, Лисий. Самым блестящим оратором Древней Греции, властителем дум являлся всемирно известный Демосфен (384-322 годы до н.э.), речи которого, насыщенные фактическим материалом и содержащие немало личных наблюдений, были отмечены предельной напряженностью, динамикой, аргументированы, понятны слушателям. У Демосфена были существенные физические недостатки: слабый голос, плохая дикция, нервные подергивания плеча. Ему удалось избавиться от этих недостатков благодаря упорному труду. Чтобы развить голос Демосфен брал в рот камешки и произносил речь на берегу моря, стараясь заглушить шум волн. Желая избавиться от подергивания плеча, он подвешивал меч к потолку так, чтобы острие плотно подходило к плечу. Как только он дергал плечом, меч больно колол его. Известный греческий актер дал Демосфену ряд советов, как избавиться от недостатков речи. Демосфен всегда тщательно готовился к выступлениям, писал речи, заранее готовил тексты к речам и умер, не успев использовать более пятидесяти заготовленных выступлений. Каждое выступление Демосфена было обоснованно, он обладал богатым, разнообразным слогом, высоко ценил краткость и ясность. Оратор пользовался разнообразными приемами: восклицаниями, обращением к слушателям, риторическими вопросами. Речи его были насыщены разнообразным фактическим материалом, они содержали немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого не укрывалась никакая мелочь.

Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить аудиторию выслушать себя до конца. Демосфен искусно драматизировал свою речь, используя диалогическую форму, то есть пользуясь вопросно-ответным приемом.

Софисты и теория «подлинного красноречия Сократа и Платона».

Греки ценили не только красивую, но и содержательную речь, поэтому они считали необходимым обучать людей ораторскому искусству. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, появлялись платные учителя – софисты (от греческого софистес – искусник, мудрец). Они не только обучала практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи «Похвала Елене» пишет: «Слово есть великий властелин, который обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, по мнению Горгия – первого основателя риторической школы может только искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить «делать слабое мнение сильным». Произносящий слово должен заставить «малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее – новым», он может сделать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Истинный оратор, по мнению Горгия должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.

Известными софистами были Лисий и Исократ. Лисий – греческий оратор, представитель судебного красноречия, автор речей для своих подзащитных. Особенность Лисия как оратора заключалась в том, что он обладал замечательным даром перевоплощения, в совершенстве владел искусством рассказа, обладал ярким, но вместе с тем простым языком, учитывал особенности устной речи, богатство интонаций.

Исократ – представитель торжественного, пышного красноречия. Обладал слабым голосом, Исократ сам не выступал публично, а писал речи, обучал ораторскому искусству молодежь.

К концу V– началу VI вв. до н. э. относится деятельность Лисия, уроженца Сиракуз, ставшего афинским метеком. Лисий составлял речи для судебных процессов, весьма разнообразные по характеру и содержанию; им свойственны яркие краски и убедительность аргументации. Ближайшим преемником Лисия был Исей. Его речи для судебных процессов отличались умелым построением и четкостью доказательств. И в дальнейшем являлись образцами в учебных процессах.

Исократ, составитель судебных речей и преподаватель риторики, особую известность получил, как основатель торжественного красноречия. Его речи заучивали наизусть, как образец изысканности и пафоса. Считается, что Исократ завершил разработку риторического идеала образования. Основой обучения Исократ считал изучение классических литературных текстов.

Стремясь научить учеников говорить на любую заданную тему, он призывал не спорить, как это делали софисты, а прямо и непосредственно разрабатывать культуру слова и доносить ее.

Противположения софистов об относительно истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий филосов Сократ (470-399 до н.э).Древняя Греция является родиной полемики, знаменитого диалога, зачинателем которого был Сократ.

Для Сократа абсолютная истина – божественна, она выше человеческих суждений и служит мерой всех вещей. Сократ осуждал софистов за стремление к успеху, за их готовность убедить публику в чем угодно. Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ.

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром.

Прежде чем начать речь о каком-то предмете, надо четко определить данный предмет. «Во всяком деле, юноша, – обращается Сократ к Федру, - надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, то есть сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины», «Кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным». К риторическому мастерству Сократа мы еще вернемся, когда будем говорить об образовании оратора.

Теорию ораторского искусства разрабатывали Платон и Аристотель. По мнению Платона, красноречие должно быть деловым, а не пустословным, неподкупным, честным и высоко нравственным. Особенно критически Платон относился к судебным ораторам.

Ценное в теории красноречия Платона – идея воздействия речи на душу. Задача оратора «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми».

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному мнению о них, а познав природу людских дух, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

На основе развивающегося ораторского искусства в Древней Греции делались попытки осмыслить принципы и методы ораторского искусства, так зарождалась теория красноречия – риторика. По свидетельству Диогена Лаэртского, Аристотель считал основателем риторики Эмпедокла, однако его работы нам не известны даже по названию. Не дошли до нас и труды по риторике ученика Эмпедокла Коракса.

До наших дней дошла книга Аристотеля (384-322 гг до нашей эры) «Риторика», в которой блестяще развиваются мысли Платона об ораторском искусстве.

Аристотель – греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа, являясь учителем юного Александра, ставшего впоследствии великим полководцем Александром Македонским. В 335 году он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки (за год до смерти). Обучение проходило во время прогулок, под крытой галереей. Работы Аристотеля были собраны и изданы в I веке до нашей эры, они охватывали все обрасти науки и философии, известные в его дни. Данте считал его «первым среди знающих», и все западные мыслители использовали аристотелевскую систему классификации и терминологии. Сочетание острого ума с исключительной наблюдательностью, а также последовательность изложения фактов свойственны всем его работам, а писал он о политике, этике, физики, биологии, главной его характеристикой можно назвать «сильно развитый здравый смысл».

Ниже мы вернемся к труду Аристотеля «Риторика», рассматривая его через призму риторического образования оратора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: