Тема 7. Система воспитательной работы средней общеобразовательной школы

Основные идеи темы: Система воспитания, ее сущность, структура и функции. Основные характеристики воспитательной системы: целенаправленность, целостность, дискретность, полифункциональность, открытость, наличие движущих сил воспитания, наличие субъектов воспитательного взаимодействия, интегральность, самоорганизуемость, саморазвиваемость и т.д. Основные компоненты воспитательной системы: цель, субъекты воспитательного взаимодействия, взаимоотношения между ними, основные сферы воспитательного взаимодействия (деятельность и общение), содержание, методы и формы взаимодействия. Этапы развития воспитательной системы в школе.

Подсистемы функционирования воспитательной системы: умственное, нравственное, трудовое, физическое, художественно-эстетическое воспитание.

Система воспитательной работы. Общая характеристика системы воспитательной работы (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, субъекты воспитательного процесса и отношения между ними). Компоненты, структура, функции системы воспитательной работы. Особенности организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Методические указания по теме. В процессе изучения данной темы необходимо сосредоточить внимание на раскрытии содержания основных понятий «система», «педагогическая система», «система воспитательной работы», «системный анализ воспитания». Студент должен уяснить сущность, структуру, функции педагогических систем и требования к их проектированию; при характеристике системы воспитания раскрыть взаимосвязь ее компонентов: цели, содержания, форм и методов осуществления воспитания. Важно сформировать представление о системе воспитательной работы, ее основных направлениях, условиях и средствах совершенствования. Ему необходимо получить представление о путях совершенствования подсистем (направлений) воспитательной работы в школе (нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание и т.д.).

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику системы воспитания, ее структуры и функций.

2. Назовите основные характеристики воспитательной системы.

3. Что является системообразующим компонентом воспитательной системы?

4.Определите пути и условия совершенствования системы воспитания в школе.

5.Охарактеризуйте основные (направления) подсистемы воспитательной работы в школе.

6. Определите особенности системы воспитательной работы в школе.

7.Раскройте взаимосвязь внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

СРС. Лекционный материал заканчивается раздачей таблиц для СРС, в которых необходимо отметить цели, компоненты, закономерности и принципы воспитания по трем разновидностям систем: педагогическая, дидактическая и воспитательная системы. Форма контроля: проверка заполненных таблиц.

В процессе самостоятельного изучения данной темы студентам предлагается составить опорные сигналы или таблицы описания различных подсистем воспитательной работы в школе: умственное, нравственное, физическое, трудовое, художественно-эстетическое воспитание. Формой контроля знаний по данной теме является коллоквиум.

НИРС. Организация и проведение публичной защиты рефератов, обсуждение и определение лучших реферативных работ.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Подумайте и ответьте для себя на нижеследующие вопросы:

Если учительне может выйти на уровень творчества в своей жизнедеятельности, является ли он личностью?

Если учитель не яркая личность и не субъект своей деятельности (каких немало в учительской среде), может ли он воспитать личность ребенка?

Если учитель находится в условиях стандартизации, может ли он развить и сохранить свою индивидуальность?

Если речь идет о формировании субъектной позиции личности ребенка, уместно ли говорить о педагогическом руководстве этим процессом?

Если человек не является представителем творческой профессией, можно ли его деятельность назвать творческой?

Если все будут яркими личностями, не однообразно ли будет в обществе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: