1. По каждому опыту подсчитать количество правильно воспроизведенных понятий и вычислить коэффициент запоминания по формуле
Где К3 – коэффициент запоминания, т – количество правильно воспроизведенных понятий, п – объем материала (в данных опытах n = 20).
2. Вычислить коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к использованию специальных мнемических средств
K = Vo-Vн/ Vн * 100 %, где
Vo – число удержанных членов ряда при опосредованном запоминании,
Vн – число удержанных членов ряда при непосредственном запоминании.
3. Сопоставив результаты обоих опытов по количественным показателям и по словесным отчетам, показать различия в продуктивности памяти при непосредственном и опосредствованном запоминании материала .
4. По сводным данным сделать общие выводы и показать индивидуальные различия между испытуемыми (для группового исследования).
5. Проанализировав содержание зарисовок и материалы словесного отчета испытуемого (внести результаты в таблицу – Приложение VI), сделать вывод о том, какие рисунки способствовали продуктивному запоминанию слов, а какие привели к ошибочному воспроизведению понятий.
|
|
Дополнительные критерии оценки успешности выполнения задания с помощью методики пиктограмм
Адекватность – в норме испытуемые рисуют разнообразные образы, имеющие содержательные связи с запоминаемым словом. Например, на словосочетание «веселый праздник» изображают шар, флаг, другие атрибуты праздника или напрямую изображают праздничную ситуацию («люди присутствуют на салюте» и т.д.).
Пример неадекватно подобранного образа. Больной на слово «сомнение» рисует реку и объясняет это так: «есть романс Глинки - «Сомнение», а Глинка – это Неглинка, а Неглинка – это река».
В ходе опроса необходимо выяснить: почему испытуемый выбрал тот или иной образ. На первый взгляд неадекватная картинка на самом деле может отражать индивидуально-значимый образ. Например, на слово «авантюризм» испытуемая нарисовала пораненную руку и объяснила это так: «Когда у меня болела рука, я была на приеме у врача в поликлинике, одна бабушка из очереди назвала меня авантюристкой». В связи с этим слово «авантюризм» ассоциируется у данного испытуемого с пережитой ситуацией.
Оценка индивидуально-значимых образов противоречива. Некоторые исследователи считают, что отсутствие в протоколе исследования индивидуально-значимых образов свидетельствует об эмоциональной отгороженности испытуемого. Другие считают, что наличие таких образов свидетельствует о проявлении личностного эгоцентризма. Опыт работы с данной методикой позволил констатировать, что отсутствие индивидуально-значимых образов не является отражением эмоциональной отгороженности испытуемого, а наличие одного-двух подобных образов не является показателем эгоцентризма. В том случае, если индивидуально-значимых образов больше двух, речь может идти об определенной степени эгоцентризма мышления. Стоит, однако, заметить, что для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста проявление эгоцентризма мышления является нормой, для взрослого человека наличие подобного показателя свидетельствует о незрелости мышления (в отдельных случаях речь может идти об эгоцентризме как личностной характеристике).
|
|
Фактор абстрактности. Существуют следующие типы зарисовок, ранжированные по степени возрастания признака абстрактности: конкретные образы, атрибутивные и графические (геометрические).
Конкретные образы (К) – (противоположные абстрактным образам) прямое изображение ситуации, связанной с понятием, где, как правило, изображается фигура человека или животного. Например, на слово «отношения» рисуют маму и ребенка (родительско-детские отношения) или на слово «признание» изображают мужчину, стоящего на коленях перед женщиной (признание в любви) и т.д.
Атрибутивные образы (А) – нет попытки прямо изобразить ситуацию; испытуемый находит обобщенный образ, связанный с понятием. Например, на слово «эрудиция» рисует книгу, на слово «восприятие» – глаз, на слово «возможность» - кошелек и т.д.
Геометрические (графические) (Г) – высшая степень абстрактности предполагает изображение геометрических фигур, стрелок, всевозможных знаков. Например, на слово «развитие» нарисована спиралеобразная стрелка, на слово «констатация» - восклицательный знак. В норме такие образы чаще встречаются у людей с доминированием 2-й сигнальной системы. Но только в случае, если данный образ адекватен и связан с понятием. Как правило, в такой ситуации понятие безошибочно воспроизводится.
Патопсихологи (Рубинштейн С.Я.) отмечают, что у больных часто встречаются выхолощенные образы, когда на разные понятия испытуемый продуцирует идентичные зарисовки в виде набора точек, линий, геометрических фигур; при опросе испытуемые не могут объяснить, почему именно этот образ использован и, кроме того, понятие в таком случае редко воспроизводится (ссылка на статью Рубиншейн С.Я.).
Преобладание тех или иных видов зарисовок может свидетельствовать об индивидуальных особенностях мышления и личности испытуемого.
Так, преобладание конкретных образов свидетельствует о доминировании образного мышления, а преобладание атрибутивных и геометрических над конкретными – о доминировании абстрактного мышления.
По характеру типологии зарисовок можно определить личностную типологию. Так, преобладание атрибутивных и геометрических образов свидетельствует о наличии типа личности «мыслитель» (Приложение VIII); сюжетных, метафорических, конкретных изображений – «художник» (Приложение VII); а отсутствие доминирования какой-либо категории образов (как правило, половина конкретных, половина абстрактных) – «реалист» (Приложение IX)
Метафорические образы (М) – изображается абстрактная ассоциация через конкретный пример. Как правило, речь идет об использовании пословиц, поговорок, изображений литературных и исторических персонажей. Например, с целью запоминания понятия «любовь» были изображены перечеркнутые часы («счастливые часов не наблюдают»).
Наличие метафорических образов указывает на креативность личности.