Процедура исследования. Последовательно проводятся 2 опыта

Последовательно проводятся 2 опыта. До начала опытов испытуемые заготавливают протоколы по прилагаемой форме (см. Приложение III ¤, Приложение IV ¤). Экспериментальный материал представлен в Приложении V ¤.

В 1-м опыте экспериментатор читает испытуемым 20 отвлеченных понятий, которые они после 5-минутной паузы должны воспроизвести письменно в протоколе, сохраняя по возможности порядок предъявления. Затем испытуемые письменно дают в протоколе отчет о том, как шел процесс запоминания и вспоминания.

Инструкция испытуемым к 1-му опыту. «Я прочту Вам 20 отвлеченных понятий. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше слов. Когда я скажу «Пишите», напишите в протокол те понятия, которые я читал, сохраняя по возможности порядок предъявления. Все ли Вам понятно? Нет ли вопросов? Если нет, внимание! Начинаем!»

Во 2-м опыте, который проводится через 10-30 мин после первого, экспериментатор читает 20 других отвлеченных понятий. В ответ на каждое слово испытуемые должны сделать в протоколе какую-либо зарисовку, не употребляя букв и цифр. После 5-минутной паузы испытуемые по этим зарисовкам воспроизводят прочитанные понятия, а затем пишут отчет о том, как они связывали понятия с рисунками (материал к опытам задачи 2 дан в Приложении V).

Читать слова надо четко, громко, делая между словами паузу в опыте 1 – 3–5 сек, в опыте 2 – 10–12 сек, чтобы испытуемые могли сделать зарисовки (в случае необходимости время можно увеличить). Как правило, при использовании метода пиктограмм с целью изучения памяти и мышления в индивидуальном исследовании, время на выполнение зарисовок не ограничивается.

Инструкция испытуемым ко 2-му опыту. «У вас в протоколе приготовлено 20 пронумерованных клеток. Снова буду читать Вам 20 отвлеченных понятий. После каждого слова Вы должны в соответствующей клетке сделать рисунок, чтобы лучше запомнить слово. Качество рисунка не имеет значения. Писать слова, буквы, цифры в клетках не разрешается. Когда я прочту все 20 слов, переверните лист протокола, чтобы не видеть, что Вы рисовали. А когда я скажу «Пишите», переверните протокол на лицевую сторону и в каждой клетке напишите то понятие, которое соответствует рисунку. Все ли вам понятно? Нет ли вопросов? Если нет, внимание! Начинаем опыт!»

В индивидуальном исследовании экспериментатор фиксирует спонтанные замечания и разъяснения испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: