В системе обеспечения безопасности дорожного движения автотранспортной организации объектом управления является деятельность служб и отдельных лиц по обеспечению безопасности перевозочного процесса, а управляемой величиной - уровень обеспечиваемой безопасности движения, измеряемый различными показателями: число ДТП, численность погибших и раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств или на 10 млн. пасс.-км (отдельно по вине автотранспортной организации), коэффициенты аварийности k ав, коэффициенты виновности k вин.
Модель макроструктуры автотранспортной организации как субъекта управления безопасностью движения на производственном уровне представляет собой сложную систему, которая включает в себя технологию преобразования входных сигналов (требований) в выходные (результат их преобразования и в конечном виде - уровень обеспечения безопасности движения в автотранспортной организации). Схема такой модели в терминах системного подхода соответствует схеме, представленной на рисунке 1.4, и включает в себя подсистемы обеспечения деятельности по безопасности дорожного движения: технику, обеспечивающую эту деятельность, кадровое, информационное, нормативно-техническое, нормативно-правовое и иное обеспечение.
|
|
В качестве управляемых объектов выступает функциональная деятельность каждого подразделения автотранспортной организации, отражаемая в должностной инструкции каждого работника, связанного с безопасностью дорожного движения.
Принцип управляемости в любой деятельности обеспечивается наличием в системе каналов обратной связи (подсистема измерения и контроля в организации), которые в совокупности с элементом сравнения (ЭС) обеспечивают выработку программы воздействия на объект управления (ОУ), устраняющего разницу между входными и выходными сигналами.
Сигналы представляют собой материальные, информационные, денежные и иные потоки.
Входные сигналы - это мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, включающие в себя команды (стратегии, распоряжения, инструкции, приказы), ресурсы (вложения материальные и финансовые) и т.д. Внешние сигналы представляют собой различные факторы риска, несовершенства технических средств, нестабильность объекта управления и т. п.
Выходные сигналы - это система показателей результатов функциональных процессов (промежуточные координаты) и обеспечиваемый субъектом уровень безопасности дорожного движения.
На рисунке 3.5 заштрихованной областью показано место функциональной структуры автотранспортной организации как субъекта перевозочной деятельности в общей государственной системе управления безопасности дорожного движения - одно из частных сечений общего множества деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
|
|
При системном анализе, исследовании безопасности движения и выработке соответствующих решений требуется детальное рассмотрение всех видов деятельности автотранспортной организации, но в первую очередь тех из них, которые оказывают наиболее существенное влияние на безопасность дорожного движения.
К такой деятельности следует отнести:
– обеспечение надежности водителей как элемента системы водитель - автомобиль - дорога - среда;
– поддержание уровня квалификации персонала, обслуживающего технические подсистемы организации, на уровне предъявляемых к ним требований;
– деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, контролю технического состояния транспортных средств и технических средств производственной базы парка;
– деятельность по изучению и получению своевременной информации о дорожных условиях;
– деятельность по планированию, управлению и контролю соответствия элементов системы водитель – автомобиль - дорога - среда условиям обеспечения безопасности дорожного движения и используемым для этого техническим средствам.
Функциональные особенности всех перечисленных подсистем образуют множество факторов обеспечения безопасности движения в автотранспортной организации. Управление уровнем безопасности движения в автотранспортной организации формально осуществляется путем воздействия на эти факторы.
Формализация структуры деятельности, функций отдельных подсистем позволяет формально подойти и к оценке причин возникновения особых ситуаций - ДТП, которые можно связать с наблюдаемыми дефектами в организации транспортной деятельности.
Основными нормативными документами по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации являются Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27).
Требования настоящего Положения обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей-предпринимателей.
Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации возлагается на ее руководителя либо назначенного на должность, связанную с обеспечением безопасности движения транспортных средств, исполнительного руководителя или специалиста.
Организации, а также водители-предприниматели, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм, установленных настоящим Положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и имеющими лицензию на проведение соответствующих работ. Согласно действующим нормативным документам основные виды деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в сфере автомобильных перевозок подразделяются на комплексы обеспечения:
– профессиональной надежности водительского состава;
– поддержания транспортных средств в работоспособном состоянии;
– безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.
Действия по повышению безопасности дорожного движения целесообразно идентифицировать по направлениям в соответствии с организационной структурой рассматриваемого субъекта системы (рисунок 3.6).
|
|
Невыполнение любым элементом системы (структурой, отделом, специалистом автотранспортной организации) своих функций равнозначно неспособности системы обеспечить нормативный уровень безопасности дорожного движения.
БДД - безопасность дорожного движения; ДТС - дорожно-транспортная среда; НД - нормативная документация; П – потребности общества
Рисунок 3.5 – Субъект перевозочной деятельности в системе управления безопасностью дорожного движения:
Рисунок 3.6 – Задачи служб автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД)