Научные предпосылки разработки теории народной художественной культуры, её исходные понятия

Народная культура в разных своих проявлениях - народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и верования, целительство и предания, современная массовая любительская практика - стала объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля. Имеются в виду история и философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этнография, филология, этнология, антропология, этнопсихология, этнопедагогика, эстетика и др. Естественно, каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет или круг интересов в данной области, и попытки совмещения и сведения этих позиций в некое целое методологически малопродуктивно.

Представители конкретных областей отечественного знания сосредоточили внимание на отдельных направлениях, жанрах, стилях, даже объектах народной культуры, фольклора, причем чаще всего взятых из более или менее отдаленного, «классического» прошлого (69, С. 12).

Этнология — сравнительная дисциплина; её цель – описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить различия посредством реконструкции истории их развития. Этнология считается наиболее широкой сферой исследований всех аспектов жизни этносов. Она изучает такие проблемы, как: сущность и основные закономерности возникновения, развития и распада этносов; расселение народов, демографические процессы, происходящие в различных этносах; социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти и т.п.); ритуалы, обычаи, верования различных народов. Проблемное поле этнологии очень широко. С ним пересекаются многие предметные области, изучаемые и другими науками.

Этнологические концепции позволяют рассматривать народное художественное творчество в самом контексте всех сфер развития этносов.

Антропология представляет собой комплекс научных знаний о человеке. В ней существует множество ответвлений (философское, историческое, культурное, физическое, со­циальное, психологическое, структурное, символистское и т.п.) Некоторые ученые считают, что практически никакой установившейся грани между терминами "этнология" и "ан­тропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые. Вместе с тем отмечается, что этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. В поле зрения антропологии никогда не попадали проблемы возникновения и развития этносов, расселения народов, демографических процессов. Поэтому антропологию предлагается условно рассматривать как часть этнологии.

Антропологические исследования помогают изучать народное художественное творчество через призму общих проблем человека и человеческого.

Этнография является в большей мере описательной наукой. Она занимается описанием жизни и быта различных народов (этносов), их материальной культуры (жилища, утвари, одежды, орудий труда и т. д.), традиций и обычаев. Способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала вырабатываются этнологией.

Этнографические исследования создают базу данных, предоставляют необходимые факты для осмыслении художественных аспектов жизни и быта различных народов, выявления и сохранения самобытных форм народного творчества, отслеживания тенденций развития народного художественного творчества в различных регионах

Этнопсихология, являясь одной из отраслей психоло­гической науки, исследует: психологические особенности различных народов; историческую динамику и закономерно­сти развития этнического сознания; национальные образы мира; этнические модели и стереотипы поведения в природ ной и социальной среде.

Этнопсихология создаст научную базу для выявления глубинных значений и смыслов народных художественных традиций, образов и языка народного искусства, определяе­мых менталитетом того или иного народа, его психологией и представлениями о мире.

Этнопедагогика, сложившаяся как отрасль педагоги­ческих исследований, выявляет системы воспитания у раз­ных народов; национальные традиции семейного воспитания, современные формы и методы воспитания и обучения на ос­нове национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценно­стей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного от­ношения к родной земле, природе, семье, матери и материн­ству, к своему народу, педагогические условия развития ин­тереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира.

Этнопедагогические исследования часто базируются на материале народного художественного творчества, помогая вы­являть и реализовывать его педагогический потенциал в раз­личных типах образовательных учреждений (в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центрах детско­го и юношеского творчества, в школах искусств и т.д.). Важ­ное место занимают этнопедагогические исследования и в подготовке специалистов в области народного художествен­ного творчества, которая ведется в средних и высших специ­альных учебных заведениях (прежде всего - в вузах культуры и искусств).

Этнолингвистика изучает особенности языка того или иного народа, исследует местные диалекты в их взаимосвязи с национальным характером и образом жизни. Такие иссле­дования помогают лучше понять региональные особенности устного народного творчества, народных песенных традиций, фольклорного театра и других видов народного творчества, связанных со словесными формами.

Фольклористика занимается сбором, систематизацией и изучением фольклора (что в переводе означает "народная мудрость"). К фольклору относятся произведения различных видов и жанров традиционного народного творчества. Благо­даря фольклористам были спасены от забвения тысячи па­мятников народной художественной культуры, подлинных шедевров народного искусства, сохранены имена самобыт­ных народных мастеров. Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции фиксации и издания соб­ранных в них материалов.

Таким образом, большое количество научных дисциплин поднимают вопросы, интересующие исследователей народной художественной культуры, а следовательно, были созданы и научные предпосылки для возникновения теории народной художественной культуры (69, С. 12-23).

Рассмотрим понятия, к которым всё чаще обращаются в настоящее время исследователи народной художественной культуры. Что же такое «культура»?

Испокон веков культура выступала и выступает хранительни­цей традиций, исторической и народной памяти, кодексом нрав­ственности, как говорил В. Белинский.

Культура - связующее звено между поколениями, реализую­щее преемственность между ними, сохраняющее и преумножаю­щее многовековой духовный и нравственный опыт.

Культура (если это истинная культура, а не ее суррогат) спо­собна объединить народы мирового сообщества, позволяет им лучше понять друг друга, знакомит с образом жизни, обычаями, традициями других народов.

Культура для государств с различными политическими систе­мами, различным общественным строем и различными религиозными конфессиями выступает как полпред доброй воли, посол дружбы и согласия без каких-либо различий - политических, ми­ровоззренческих, национальных, религиозных.

Культура в наши дни довольно откровенного противостояния политических партий и движений остается тем единственным островком, той единственной интегрирующей си­лой, которая способна обеспечить гражданское согласие, ста­бильность, объединить людей в общих чувствах добра и справед­ливости, правды, уважения человеческого достоинства и нацио­нального менталитета.

Культура в наши дни выступает и хорошим фоном для поли­тиков, рекламным средством в различных избирательных кампа­ниях, информационным поводом для средств массовой информа­ции и, наконец, основанием для национальной гордости.

Специфическая особенность культуры кроется в ее способно­сти комплексного воздействия на человека, в одновременной реа­лизации нескольких функций: познания и ценностной ориента­ции, идеологического влияния и формирования эстетического вкуса, быть средством коммуникации и формой досуга.

Такого многообразия функций, причем одновременно, не ре­шает ни одна другая форма духовной человеческой жизнедея­тельности.

Среди множества определений понятий «культура», наиболее распространённым является представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей.

Термин « культура » в общественных науках употребляется в двояком смысле.

Во-первых, под культурой подразумевается известная степень образованности (когда, например, говорят о культуре народа или классов общества в противоположность некультурным народам или классам).

Другое, более широкое словоупотребление придаёт культуре значение вообще быта или внутреннего состояния, без какого бы то ни было намёка на степень развития народа, класса, общества.

Александра Баженова в книге «Мифы древних славян» даёт следующее определение «культуры» (75):

«Культура происходит от слова «культ» - вера, обычаи, традиции предков».

Художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а так же форм, способов их сохранения, изучения, трансляции.

Художественная культура включает в себя искусство (как форму отражения действительности в художественных образах, с помощью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цвета, композиции и т.д.), но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включаются также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей (книги, кинофильмы об искусстве, художественное образование, исследования и т.д.).

Народная художественная культура представляет собой результат и постоянный процесс бытовой, а также особым образом социально-организованной деятельности различных слоев и групп населения, объединяемых понятием " народ ". Как писал М. Горький, "народ - единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них - историю всемирной культуры".

Определение «народная» - определение, прилагаемое к различным культурным явлениям с целью характеристики их социального статуса, содержания, идейной направленности и эстетической ценности.

В русском языке слово «народная» имеет ряд смысловых оттенков:

1) к народу относящаяся;

2) тесно связанная с народом, соответствующая духу народа, его культуре, мировоззрению (75).

Понятие «народная культура» (и особенно «народ») связаны с самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями, порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует определение «народный». В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастеpa, целители и т.д.

Народная культура – образ мира народа, способ его восприятия, склад его ума, коллективные психологические установки, модели народного сознания, поведения и творчества.

Народная культура – сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных).

К элементам, ее составляющим (как и культуру в целом), относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни, художественное творчество и пр. в их знаково-символическом и предметно-материальном воплощении, в также способы деятельности, трудовой, утилитарно-бытовой (домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д.), технологии функционирования, т.е. практическое оперирование ценностями, смыслами, формы их поддержания, сохранения и передачи от одного поколения к другому, а также их трансформации, обновления.

В прошлом народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зерно, выгонять скот, убирать урожай, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и мн. др. В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.

Народная художественная культура включает в себя совокупность художественных произведений различных ви­дов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художест­венно-творческой деятельности. Процесс и результаты народной художественной культуры неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенно­стями его национального характера и творческих устремле­ний

Народная художественная культура – сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьян­ским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художественная культура включает в себя систему воплощенных в художест­венных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передаю­щиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества (69, С. 37).

Воплощение традиций (устойчивых форм жизни народа, отражающих особенности его национального характера и национальных образов мира) – специфика народной художественной культуры.

Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» и «архетипов бессознательного»

Народная художественная культура является воплощением духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, национальных образов мираи «архетипов бессознательного».

Научной базой для подтверждения этого, для выявления глубинных значений и смыслов народных художественных традиций, образов и языка народного искусства, определяемых менталитетом того или иного народа, его психологией и представлениями о мире являются труды российских учёных Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию» и Г. Гачева «Национальные образы мира», «Наука и национальные культуры, а также французского психолога Г. Лебона «Психология народов и масс». Авторы исследуют психологические особенности различных народов, историческую динамику и закономерности развития этнического сознания, национальные образы мира, этнические модели и стереотипы поведения в природной и социальной среде.

Определённый вклад в понимание этнопсихологических аспектов культуры внесли труды К.Г.Юнга «Душа и миф: шесть архетипов», «Психология бессознательного», «Феномен духа в искусстве и науке», «Психологические типы».

Г.Г. Шпет во «Введении в этническую психологию» изучает сознание и самосознание различных этносов. Он более детально и глубоко развивает важнейшие положения психологической науки, отмечая ее тесную взаимосвязь с историей и науками о культуре. Изучая личность, Шпет проводит исследования исторического и культурного сознания.

По его мнению, формирование культурного самосознания происходит в процессе восприятия искусства.

Шпет определяет искусство как субъективное знание, несущее в себе наряду с некоторой информацией также и отношение к нему автора (или творца), которое производит определенное влияние на слушателей (или наблюдателей). Именно в процессе переживания человек определяет свое отношение к той или иной культуре, окружающей его, а также отношение к себе.

Отмечая немаловажное значение переживания в развитии культурного самосознания личности, Шпет связывал формирование этнической идентичности не с физиологическими процессами, а с выработкой определенного отношения к этническим и культурным ценностям в результате эмоциональных переживаний, ими вызванных.

В последние полтора десятка лет оказались актуализированными и постоянно востребоваемыми книги известного ученого-культуролога и писателя Георгия Дмитриевича Гачева, посвященные национальным образам мира. Несмотря на то, что ежегодно выходят его новые книги или переиздаются старые ни на книжных прилавках, ни в библиотеках их не встретить.

Уже первая из них – «Национальные образы мира» (М., 1988) возбудила общественное мнение: слишком много в ней было необычного – форма, стиль, идеи. Их обсуждение потребовало от автора объяснения не только своих мировоззренческих установок, проблемного поля своих представлений о национальных образах мира, но и того метода изложения, которым он пользовался.

Каждая национальная целостность рассматривается Г.Д. Гачевым как своеобразный Космо-Психо-Логос, т. е. единство местной природы, характера народа и его склада мышления. Ландшафт, язык, быт, танец, застолья, песня, роман - все служит автору как текст, в котором он остроумно вычитывает национальную систему ценностей, логику и психику каждого народа. Страны Кавказа, Грузия, Азербайджан, Армения предстают как особые миры со своим умом - "менталитетом". Книга учит понимать и любить непохожесть каждого народа, видеть в различиях дополнение и обогащение своего миропонимания культурой соседа.

Гачев пишет:«Каждый народ видит мир особым образом. Зависит это от того участка мирового бытия, который достался, доверен на жизнь каждому народу: от особого сочетания первостихий – земли, воды, воздуха, огня – которое отлилось и в составе человека (этническом и духовном), и в быту, и в слове. История народы меняет, сближает, перемешивает, однако работает она на добротном, сложившемся тысячелетиями национальном субстрате, и все изменения суть именно его изменения. Оттого и история народов своеобразна, и особы в ней извивы и сочетание общей миру цивилизации и исконно выросшей у народа каждого культуры».

Идеи Гачева трансформировались в достаточно стройную теорию, названную им «национальные образы мира». В основание своих представлений о национальных образах мира ученый положил несколько принципиальных положений:

1. Существует некое Целое, единое устроение Бытия, т.е. единичная мировая цивилизация, единый исторический процесс существования человечества. Это единое интернациональное Бытие мира (космос, природа, история, культура) проявляют себя через «национальные образы мира», каждый из которых суть уникальное проявление этого бытия.

2. Национальный образ мира, национальная целостность определяется через Космо –Психо –Логос, как своеобразное единство взаимодополняющих друг друга национальной природы, склада психики и мышления.

3. Природа – первична, она – главное, что «питает и расширенно воспроизводит национальную целостность», в ней «совершается история данного народа.

4. История – это приход народа к тождеству с природой своего обитания, «принаравливание» к ней. Она совершается народом.

5. Культура – «это совершенство в своем роде… Культура есть прилаженность – человека, народа, всего натворенного ими, выплетенного из себя за срок жизни и историю – к тому варианту природы, который ей дан (к которому он придан, человек и народ, как соответствующая ему порода существ)». Культура раскрывается в творчестве народа приспосабливающего к своей жизни природу. Как космологос она проявляется разнообразно через нижние этажи быта (дом, одежду, пищу) и через верхние этажи их осмысления.

Эти основные положения (понятия), характеризующие «национальный образ мира», Гачев неоднократно повторил в своих книгах.

Взгляды Гачева своеобразно преломлены в русской культуре, в своеобразии русского дома, национальной еды, одежды, музыки русского народа, его танцев, игр, праздников, образования и воспитания, русского Эроса, т.е. всего того, что называется культурой и философией быта.

Океан русской национальной культуры безбрежен. Г. Гачев в своих книгах дал ориентиры его освоения.

Французский психолог Гюстав Лебон в работе «Психология народов и масс» утверждает, что основу цивилизации составляет душа расы, сформированная наследственными накоплениями. Она также прочна и не подвержена изменениям, как и анатомические признаки расы. Душа расы представляет общность чувств, интересов верований. Все изменения в государственных учреждениях, религиях не затрагивают душу расы, но душа расы влияет на них.

Искусство и культура — не показатель цивилизованности народа. Как правило, во главе цивилизаций стоят народы со слаборазвитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах.

Естественная тенденция эволюции цивилизаций — дифференциация. Панацея демократии — достижение равенства через воспитание и навязывание своей культуры высшими народами низшим, — заблуждение. Несвойственная народу даже более высокая культура подрывает его нравственность и уничтожает ценности, сформированные веками, что делает такой народ еще ниже. В большинстве случаев, новые верования и учреждения приносят лишь новые названия, не изменяя сути уже имеющихся.

Кроме наследственных чувств на историю народа влияют идеи-догмы. Опускаясь в сферу бессознательного, они имеют огромную силу. Единственный враг веры — другая вера.

К.Г. Юнг считает, что первоисток всех проявлений народной культуры лежит во влечениях, залегающих в бессознательных пластах индивидуальной психики (утверждал создатель психоанализа З.Фрейд).

Юнг полагал: в психике человека, поми­мо индивидуального бессознательного, существует и более глубо­кий слой — коллективное бессознательное, являющееся запёчатлён­ным в структурах мозга отражением опыта прежних поколений. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечело­веческой психики и находящих свое выражение в мифах, верова­ниях, сновидениях, произведениях литературы, искусства и во многих других областях духовной жизни.

Сам факт существования бессознательной психики предпола­гает по своей сути расщепление индивида на две личности, пред­ставленные сознательной и бессознательной частями души. Со­знательная часть человека развивается медленно и трудно. Эволю­ция сознания, как полагает Юнг, еще не завершена, поскольку значительные части человеческой психики погружены в темноту бессознательного, и даже в современную эпоху человеческое со­знание еще не достигло абсолютной целостности. Только поверх­ностный слой бессознательного является в известной степени лич­ностным. Коллективное же бессознательное имеет уже не индиви­дуальную, а всеобщую природу. Как утверждал швейцарский пси­холог, «...коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным».

Если в индивидуальном бессознательном содержатся комплек­сы, образующие интимную душевную жизнь личности, то сутью коллективного бессознательного являются архетипы. Именно они образуют своеобразную матрицу, которая формирует деятельность фантазии творческого мышления, лежит у истоков повторяющих­ся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, «веч­ных тем» и образов мировой культуры. Сами же магические обряды, религиозные культы и даже философия являются формой кон­такта с бессознательным.

Поэтому магические обряды и религиозные культы не являют­ся бессильными иллюзиями, они наполнены глубоким психологи­ческим смыслом. Наука и практика — функции сознательной час­ти души; миф, магия, религия относятся к ее бессознательной ча­сти. Необходимая реакция на коллективное бессознательное выра­жена не в рассуждениях, а в архетипически оформленных представлениях, обретающих свою действительность в религиоз­но-магической практике. Такая практика уже не рационалистич­на, а символична.

Человек призван искать культурно-символическое выражение для бессознательных сил. С одной стороны, бессознательное есть подлинный источник жизненных сил и творческой энергии, с дру­гой, — прародитель «демонов души», жутких образов тьмы, соб­ственной беспомощности и притягательного ужаса смерти. Исполь­зование культурных символов позволяет контролировать демони­ческие силы бессознательного, противопоставив темной силе од­ного светлое могущество другого. Культура призвана вести не борь­бу, а диалог с бессознательным, ради обеспечения целостности чело­веческой души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: