Устав муниципального образования является основным нормативным актом муниципального образования, в котором на основе федерального законодательства, законов субъекта РФ определяется организация и форма осуществления местного самоуправления в данном муниципальном образовании, его территориальная, финансово-экономическая основа и другие положения об организации местного самоуправления.
Устав муниципального образования является своеобразной «малой конституцией» муниципального образования, выражая и демократические начала самоорганизации населения данной территории и саморегулирования им вопросов местного значения в рамках законодательства.
Устав является центральным звеном системы нормативных правовых актов местного самоуправления и обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормам, принимаемым органами местного самоуправления.
Все акты, принимаемые органами муниципального образования, должны соответствовать его уставу, заложенной в нём концепции, принципам и нормам. Устав определяет, какие ответвления в форме правовых актов местного самоуправления отходят от него, как от главного ствола «правового дерева» местного самоуправления в его первичном уровне[27].
|
|
Устав муниципального образования служит основным нормативным правовым актом, с которым соотносятся другие акты, решения, действия органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом 2003г., устав муниципального образования должен отражать следующие положения:
- наименование муниципального образования;
- перечень вопросов местного значения;
- формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
- структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
- наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
- виды, порядок принятия официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
- срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
- виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
|
|
- порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;
- порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Разработка устава проводится муниципальным образованием самостоятельно. Федеральный закон 2003 г. устанавливает, что устав муниципального образования принимается его представительным органом. Однако для привлечения населения к процессу разработки и принятия основного нормативного документа органы местного самоуправления должны в обязательном порядке проводить публичные слушания по проекту устава и внесению изменений и дополнений в него.
Также органы местного самоуправления обязаны обнародовать порядок учета предложений по рассматриваемым проектам Устава и внесения в него изменений и дополнений и порядка участия граждан в его обсуждении.
Предложения об изменениях и дополнениях устава могут вноситься главой муниципального образования, депутатами представительного органа, руководителями местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, группами граждан в порядке правотворческой инициативы, которая подлежит обязательному рассмотрению представительным органом муниципального образования.
Принятие устава представительным органом муниципального образования осуществляется тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 от установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие устава должно осуществляться населением непосредственно на сходе граждан.
Устав муниципального образования, а также внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации. Государственная регистрация уставов муниципальных образований осуществляется органами юстиции в порядке, предусмотренном федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005г. № 97-ФЗ. Согласно закону глава муниципального образования направляет устав для государственной регистрации в течение 15 дней со дня его принятия.
Устав муниципального образования представляется для государственной регистрации в двух экземплярах. К тексту устава муниципального образования прилагается решение представительного органа либо решение схода граждан, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав, сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования. В соответствии с законодательством регистрирующий орган наделяется следующими полномочиями:
- проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, уставу и законам субъекта РФ;
- проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
- присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
- выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
- включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований субъекта РФ.
|
|
В регистрации устава может быть отказано только по причинам его противоречия Конституции РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, либо нарушения установленного порядка принятия устава. В этих случаях представительный орган муниципального образования обязан внести в текст устава необходимые коррективы. Решения органа юстиции об отказе в регистрации устава может быть обжаловано гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.