Понятие финансово-экономической основы местного самоуправления

Эффективность местного самоуправления во многом зависит и определяется материальными и финансовыми ресурсами, которые имеются в распоряжении органов местного самоуправления.

Экономическая и финансовая основы взаимосвязаны между собой и взаимозависимы, они являются взаимо­обусловленными элементами местного самоуправления, так как они представляют собой совокупность взаимосвязан­ных отношений, близких по сущности и назначению.

Финансово-экономическая основа местного самоуправ­ления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления, непременным условием для эффективной муниципальной деятельности, так как обес­печивает его хозяйственную самостоятельность и позво­ляет улучшить качество жизни населения соответствую­щих муниципальных образований. Принципы финансо­вой самостоятельности органов муниципальной власти провозглашены в ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении.

В юридической литературе в настоящее время отсут­ствует общее понимание рассматриваемой категории. Финансово-экономическую основу местного самоуправле­ния можно рассматривать как института муниципально­го права, который представляет собой совокупность пра­вовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управле­нием муниципальной собственностью, средствами мест­ных бюджетов, а также реализацией имущественных прав муниципальных образований.

Федеральный закон «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 г. устанавливал, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государствен­ной собственности и переданное в управление органам мест­ного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребнос­тей населения муниципального образования (ст. 28). Ука­занный закон сформулировал финансово-экономические основы только в общем виде, так как при его принятии предполагалось, что экономические и финансовые вопросы местного самоуправления будут урегулированы иными фе­деральными законами. Однако Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» был принят только 25 сентября 1997 года. До настоящего времени так и не приняты другие феде­ральные законы, которые должны более детально регла­ментировать порядок наделения органов местного само­управления отдельными государственными полномочиями, порядок передачи федеральной собственности в муници­пальную, основы формирования муниципального заказа. Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» также обозначил ряд об­щих положений, например, что местные финансы вклю­чают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства, а формирование и использование местных финансов ос­новываются на принципах самостоятельности, государ­ственной финансовой поддержки и гласности.

Изменения, которые внес Федеральный закон «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., отразили определе­ние экономическим основам более сжато и емко. В част­ности в статье 49 закона указано, что экономическую ос­нову местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства мест­ных бюджетов, а также имущественные права муници­пальных образований. При этом далее закон гласит, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В целом глава 8 закона 2003 г. закрепляет общие положения, определяющие экономические и финансовые основы местного самоуправления в РФ, а также принци­пы межбюджетных отношений. Ее положения в основ­ном направлены на создание нового механизма регули­рования межбюджетных отношений. Данные положения определяют состав собственных доходов муниципальных образований, их полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, поря­док выравнивания бюджетной обеспеченности муници­пальных образований, а также иные финансово-эконо­мические вопросы местного самоуправления.

При изучении проблем финансово-экономических ос­нов местного самоуправления необходимо помнить, что формирование этих основ базируется также на граждан­ском, налоговом и бюджетном законодательстве. Поэто­му нормы Закона от 2003 г. будут действовать в той мере, в какой они будут согласовываться с Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ и Бюджетным Кодексом РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: