Пути привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении

Различные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни. Поэтому участие населения в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения на группы (слои), имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти группы гражданского общества получили название локальные местные сообщества, находящиеся внутри местного сообщества всего муниципального образования.

Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость: население – общность людей, территория – ограниченное пространство, социальное взаимодействие, чувство сообщества.

Важнейшим из этих признаков является психологическое чувство сообщества, чувство соседства, так как степень развитости этого чувства определяющим образом влияет на возможность совместно решать важные для людей проблемы.

В муниципальном образовании можно выделить множество разнообразных локальных местных сообществ (рис. 18.2)[70].

Взаимоотношения этих локальных сообществ с органами местного самоуправления основаны на поддержке и защите их интересов:

- предпринимательские и финансовые круги заинтересованы в развитии своего бизнеса и создании для этого благоприятных условий на местном уровне;

- местные отделения политических партий заинтересованы в проведении политики своих партий на муниципальном уровне;

- группы по профессиональным интересам (металлурги, строители, научные работники, инженерная интеллигенция, педагоги, медики, работники культуры и др.), а также их официальные органы — профсоюзы — отстаивают профессиональные интересы отдельных групп;

- социальные организации выражают корпоративные интересы отдельных социальных слоев населения (ветеранские, женские, молодежные, общества инвалидов и т. п.);

Рис. 18.2. Локальные местные сообщества в муниципальном образовании

- территориальные организации выражают интересы малых территориальных сообществ (органы территориального общественного самоуправления, това­рищества собственников жилья, жилищно-строительные и гаражные коопе­ративы, дачные товарищества и т. п.);

- национальные общины, религиозные организации разных конфессий заин­тересованы в сохранении своих национальных и культурных традиций, об­раза жизни, объектов религиозного культа;

- благотворительные организации (фонды, попечительские советы, волонтерские организации школьников, студентов, пенсионеров и др.) хотели бы рассчитывать на поддержку своих акций и начинаний органами местного самоуправления;

- организации по интересам (правозащитные, экологические, по борьбе с наркоманией, защите животного и растительного мира, культурные, спортивные, туристические, охотников и рыболовов, собаководов и т. п.), также рассчитывают на поддержку органами местного самоуправления своих программ и действий.

Локальные местные сообщества могут принимать участие в выработке и реализации муниципальной политики и нести совместную ответственность с органами местного самоуправления лишь в той мере, в которой это будет отвечать их корпоративным интересам. Поэтому местные органы власти должны знать состав локальных местных сообществ, находящихся в муниципальном образовании, изучать их интересы и потенциал и сотрудничать с ними.

Механизмами такого привлечения могут быть создание временных и постоянных рабочих групп, инициативных групп, консультативных советов, проведение опросов населения и публичных слушаний, организация взаимодействия с союзами предпринимателей и т.п.

Для привлечения отдельных местных сообществ и граждан к участию в муниципальной деятельности могут быть использованы различные формы (см. рис.18.3)[71].

Рис. 18.3. Формы привлечения локальных местных сообществ и граждан в муниципальном управлении.

Привлечение граждан и местных сообществ к реальному участию в управлении представляет собой достаточно сложную задачу в современных условиях. Поэтому местная власть должна принимать специальные меры, способствующие достижению реального участия граждан в муниципальном управлении. Основные направления этой работы следующие:

1. В уставе муниципального образования должны быть закреплены нормы, позволяющие гражданам и общественным группам выражать свое отношение к местным проблемам и участвовать в их решении на всех этапах. Граждане должны иметь нормативно оформленную возможность предлагать решения, конкретные проекты, участвовать в осуществлении тех решений и проектов, в которых они наиболее заинтересованы.

2. Необходимо разрабатывать и осуществлять муниципальные программы информированного согласия, которые помогали бы жителям реализовать собственные инициативы, направленные на повышение уровня и качества жизни в местах проживания.

3. Работа по обеспечению информированного гражданского согласия должна вестись постоянно, на долговременной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: