Характеристика принципов строения социальных технологий

Принцип Характеристика принципа
Эффективность и оптимальность Предполагает, что технология – это способ повыше­ния эффективности и достижения оптимальности со­циальной деятельности в соответствии с различными критериями оптимальности
Целеполагание Предполагает придание четкой целевой направленности всякой социальной деятельности
Системность Ориентирует на системное, комплексное преобразова­ние объекта, а также на учет всех факторов и последствий деятельности, четкое ее структурирование
Синергизм Ориентирует на получение умноженного результата, или синергетического эффекта
Саморазвитие Предполагает, что технология должна быть способной к саморазвитию
Предел и кардинальность Предусматривает, что технологию можно совершенст­вовать до определенного предела, после которого необ­ходимо ее кардинально обновить
Реализм Предполагает, что технологию нужно создавать на ос­нове реального обеспечения ресурсами, и она должна достигать реальных целей
Гуманизм Предполагает, что технологии должны быть подчинены прежде всего интересам человека, укреплению его прав и свобод
Устойчивое развитие Предусматривает обеспечение динамического баланса между потребностями людей и ресурсами их удовлетворения, т. е. должна быть обеспечена системная ус­тойчивость технологий
Проблемность Предполагает, что создание технологий должно быть направлено на решение реальных социальных проблем
Надежность Предполагает устойчивость технологий к воздействию разрушающих факторов внутренней и внешней среды
Инновационность Предполагает, что технологии должны быть формой и средством реализации нововведений
Обоснованное использование передового опыта Предусматривает постоянное обоснование правомерно­сти использования и технологического воплощения пе­редового опыта социальной жизнедеятельности

Принцип системности в социальном познании и преобразовании социального пространства предполагает, прежде всего: 1) рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т. е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов; 2) определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения основных связей между ними; 3) выявление внешних связей системы, выделения из них главных; 4) определение функций системы и ее роли среди других систем; 5) анализ диалектики структуры и функции системы; 6) обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций, путей и направлений развития системы. Поскольку любая технология представляет собой системное образование, этот принцип просто незаменим при создании социальных технологий.

Принцип синергизма (или мультипликационный подход) был выделен из системного подхода к 80-м годам XX ст. В последнее время он выходит на первый план среди других методологических принципов благодаря тому, что научно-техническая революция и социальные преобразования потребовали расширения исследований проблемы эффективности. Перед учеными и практиками в этой связи стали все чаще возникать проблемы надежного обеспечения эффективности познавательной или практической деятельности.

В основе этого принципа лежит достижение мультипликационного, или синергетического, эффекта умножения. Один из разработчиков этого принципа Н. Стефанов [36], характеризуя его как новое явление в инструментарии человеческой деятельности, обладающее огромными возможностями повышения эффективности производства и других сфер общественной деятельности, выделил следующие важнейшие особенности мультипликационного эффекта: во-первых, это эффект постоянного нарастания и умножения; во-вторых, он несравнимо больше, чем суммарный эффект отдельных частей системы; в-третьих, он является интегральным, т. е. охватывает не только какую-либо сферу, но и "соседние" с ней познавательные или практи­ческие пространства.

Исходя из этого смысл принципа синергизма заключается в разработке конкретного и действенного механизма получения высокого и постоянно нарастающего эффекта, что весьма важ­но для создания социальных технологий. Исследование механизмов принципа синергизма дает возможность выделить в нем такие важные звенья, как эффект диффузии, т. е. проникновения идеи в соседние области; эффект резонанса, когда идея или нововведение стимулирует изменения в других объектах, а не просто усваивается ими; эффект стартового взрыва, т. е. своеобразной реакции; эффект акселерации, т. е. ускоренного роста; эффект сопутствующих изменений – промежуточных и побочных результатов. Наконец, принцип синергизма предполагает лавинообразный и умноженный эффект от внедрения социальных технологий.

Принцип проблемности включает в себя два подпринципа. Первый гласит: социальная технология должна решать реальную социальную проблему; нет проблемы – нет и технологии. Второй подпринцип ориентирует на то, чтобы сама технология не создавала проблем. Если это происходит, то мы сталкиваемся с самым верным индикатором неэффективности социальной технологии.

Современная социальная технология должна быть также надежной. Поэтому принцип надежности означает: во-первых, способность социальной технологии и ее подсистем выдерживать значительные нагрузки, прежде всего связанные с катастрофами и бедствиями, т. е. не разрушаться и сохранять свою стабильность в экстремальных условиях; во-вторых, социальные технологии должны обладать потенциалом самораз­вития и адаптации в зависимости от изменения социальной ситуации; в-третьих, надежность также связана и с эффектив­ностью подсистемы управления социальной технологией.

Сущность принципа инновационности варьируется в зависимости от характера эпохи, переживаемой обществом. Для эпохи стабилизации характерна выработка потенциала инноваций, и этот принцип превращается в призыв повышать эффективность имеющихся нововведений, доводить их до проектной мощности. В эпоху реформ, когда только накапливается инновационный потенциал общества, этот принцип акцентируется на поиске и разработке эффективных социальных технологий.

Социальные технологии становятся такой сложной и многоаспектной сферой деятельности людей, что в ближайшем будущем ни одна страна мира не сможет обеспечить успешное социальное развитие только за счет своих собственных национальных средств и ресурсов. Это обусловлено тем, что социальная технология – не только результат научной деятельности, но и следствие накопления практического опыта. В связи с этим принцип обоснованного использования социального опыта предполагает рациональное и обдуманное использование достижений, накопленных другими регионами и странами. Это также означает, что социальный опыт нужно постоянно обобщать и накапливать в специальных информационных центрах. Анализ опыта состоит в решении целого комплекса исследовательских задач: выяснения общего содержания опыта, его специфики, распространенности, ограниченности и т. п. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении обоснованного использования передового опыта как принципа технологической деятельности.

Особо важную роль играют в обществе принципы кардинальности, предела и саморазвития. Так, принцип кардинальности предусматривает создание таких социальных технологий, которые бы качественно отличались от имеющихся. Это особенно важно для современного этапа реформирования украинского общества. Исторический опыт Украины свидетельствует, что многие ее трагедии и проблемы обусловлены тем, что реформирование носило половинчатый, частичный и волнообразный характер. Украинские политики и управленцы довольно часто пасовали в "критических точках" истории, когда нужно было разрабатывать и внедрять кардинальные технологии. Вместо этого они продолжали бессмысленно совершенствовать прежние технологические схемы, которые уже выработали свой исторический ресурс. При этом не учитывался и принцип предела, заключающийся в том, что совершенствование соци­альной технологии в пределах прежнего качества имеет свой "потолок". Принцип саморазвития акцентирует внимание на том, что социальные технологии не должны быть слишком жесткими; в них всегда должна быть заложена способность к гибкости и саморазвитию.

Наиболее актуальным и в то же время весьма противоречи­вым и сложным является принцип гуманизма, который предполагает совокупность ценностных ориентации, направленных на уважение достоинства человека, заботу о его благе. Связь этого принципа с моралью делает его довольно неоднозначно трактуемым. Совершенно справедливо утверждение о том, что нет такого зла, которое невозможно было бы обосновать человеколюбием. Поэтому необходимы более конкретные интерпретации указанного принципа, среди которых наиболее важны такие: профессиональная ответственность социального технолога за судьбы людей, т. е. его деятельность должна соответствовать те­зису: "Не навреди!"; гласность социоинженерной деятельности и ее подконтрольность обществу; внедрение социальных технологий в общественную жизнь только после определения всех возможных негативных их воздействий на людей и сведения к минимуму степени влияния этих воздействий.

Не может быть абсолютно позитивных технологий. Всякий раз, когда кто-то пропагандирует такие технологии, их заказчики и разработчики просто маскируют их негативные последствия для общества, чтобы избежать компенсации возможных потерь от негативных остаточных деформаций, вызванных социоинженерной деятельностью.

В заключение подчеркнем, что методологические принципы отнюдь не являются какими-то искусственными препятствиями на пути разработки и внедрения социальных технологий. Их следует рассматривать как эффективные ментальные регуляторы, приводящие социальные технологии в соответствие с природой общества уже на этапе их замысла. Кроме того, принципы дают возможность предвидеть проблемы будущего развития социума, а также не допускать общественных потерь от бездумной и безнравственной технологизации социальной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: