Общие положения

Основными руководящими документами по организации воинских перевозок и регламентирующими правовую деятельность органов ВОСО являются:

1. Устав воинских железнодорожных перевозок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14 июля 2005 г. № 429-30.

Настоящий Устав регулирует отношения, возникающие между федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктуры), перевозчиками и иными организациями железнодорожного транспорта при организации воинских железнодорожных перевозок, определяет их права и обязанности при подготовке железнодорожного транспорта к выполнению воинских железнодорожных перевозок в мирное и в военное время, устанавливает особенности организации воинских железнодорожных перевозок и порядок их оплаты, а также основные положения в сфере эксплуатации подвижных железнодорожных организаций федерального органа исполнительной власти в области обороны, железнодорожного подвижного состава и железнодорожных путей необщего пользования объектов федерального органа исполнительной власти в области обороны и федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел.

2. Устав воинских морских и речных перевозок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 г. № 544-36.

Настоящий Устав воинских морских и речных перевозок регулирует отношения, возникающие между федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, транспортными организациями при организации воинских морских и речных перевозок, определяет их права и обязанности при подготовке морского и внутреннего водного транспорта, рыбопромыслового флота, портов и баз к выполнению воинских морских и речных перевозок в мирное и военное время, устанавливает порядок организации воинских морских и речных перевозок и их оплаты.

3. Устав воинских воздушных перевозок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июля 2005 г. № 543-35.

4. Положение о линейных и полевых органов военных сообщений на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте. Приказ МО РФ от 13.06.2008 г. № 335.

Определяет основные задачи и функции линейных и полевых органов военных сообщений, а также обязанности должностных лиц органов ВОСО.

5. Наставление по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом. Приказ МО СССР от 06.06.1983 № 180.

В наставлении изложены организация и порядок перевозки войск и команд большой численности воинскими эшелонами – железнодорожным, морским, речным транспортом, воинских команд воздушным транспортом, а также обязанности должностных лиц воинских частей, эшелонов и команд, органов военных сообщений и транспорта по выполнению этих перевозок.

Положения настоящего Наставления разработаны для перевозки войск, как в мирное, так и в военное время. Требованиями наставления должны руководствоваться командиры и штабы воинских частей, начальники учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организации Министерства обороны, пограничных и внутренних войск, а также должностные лица на ж.д., морском, речном и воздушном транспорте.

6. Руководством по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в ВС РФ, введенное в действие приказом МО РФ № 200 от 06 июня 2001 г.

7. Порядок разработки планов воинских морских и речных перевозок в мирное время. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2006 года № 325.

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Уставом воинских морских и речных перевозок, утвержденным постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 30 августа 2005 г. № 544-36 (далее именуется — Устав воинских морских и речных перевозок), и определяет порядок и сроки представления заявок на воинские морские и речные перевозки, разработки планов воинских морских и речных перевозок и доведения их до исполнителей, регулирует отношения, возникающие между главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабами военных округов, флотов, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации, штабами родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, воинскими отправителями, воинскими получателями, органами военных сообщений при планировании воинских морских и речных перевозок в мирное время.

8. Об охране и сопровождении воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 321 23 августа 1997 г.

В Положении об охране и сопровождении воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом (далее — Положение) изложены основные права и обязанности должностных лиц органов военного управления Российской Федерации, а также предприятий и организаций, поставляющих продукцию Министерству обороны Российской Федерации, при планировании и организации перевозок воинских грузов в составе воинских транспортов под охраной караулов, назначаемых от воинских частей.

9. Приказ Министра Обороны СССР № 148 от 20 мая 1985 г. с объявлением правил морской перевозки разрядных грузов.

Настоящий документ регламентирует морскую перевозку разрядных грузов, к которым относятся взрывчатые вещества (ВВ), боеприпасы (БП) и сильнодействующие ядовитые вещества (ЯВ) и устанавливает общие положения перевозки и организации погрузочно-разгрузочных работ, требования к упаковке и маркировке грузов, порядок оформления документов, охраны и сопровождения грузов, технические условия перевозки разрядных грузов на универсальных судах, контейнеровозах, лихтеровозах и накатных судах, в том числе морских, ж/д. паромах.

Требования руководящего документа являются обязательными при морской перевозке разрядных грузов.

10. Приказ Министра Обороны СССР № 26 от 3 февраля 1986 г. с объявлением правил перевозок разрядных грузов речным транспортом.

К воинским морским и речным перевозкам относятся перевозки морским и внутренним водным транспортом воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и воинских пассажиров, а также перевод по морским и внутренним водным путям кораблей, судов, плавучих средств и сооружений (далее – суда) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Воинские морские и речные перевозки на основании обобщенного опыта их организации и выполнения классифицируются по ряду признаков (рис. 1).

Воинские морские и речные перевозки подразделяются:

а) по характеру перевозок:

- на оперативные – перевозки (переводы) воинских эшелонов и воинских команд;

- на снабженческие – перевозки воинских грузов, осуществляемые по планам федерального органа исполнительной власти в области обороны или по планам организаций-поставщиков;

- на пассажирские перевозки воинских пассажиров;

Оперативные перевозки - это перевозки войск с их штатной, военной техникой с целью выполнения определенной боевой задачи в военное время. В мирное время это перевозки на учения, по передислокации и др. (например, перевозки связанные с уборкой урожая).

Для оперативных перевозок характерны следующие особенности выполнения:

1. Срочность, особенно в военное время. Определяется она целью перевозки - участие перевозимых войск в определенной операции фронта, армии.

Рис.1. Классификация воинских водных перевозок

2. Массовость. В Великую Отечественную войну оперативные перевозки составляли 55% от общего объема перевозок (около 9 млн. вагонов).

3. Неравномерность перевозок по объему. При подготовке операций объем этих перевозок резко возрастает.

4. Напряженность - в короткие сроки выполняется большой объем перевозок.

5. Потребность большого количества судов и подвижного состава.

6. Необходимость проведения мероприятий по материальному, медицинскому, боевому обеспечению и ПВО.

7. В военное время в ряде случаев подготовка и выполнение оперативных перевозок осуществляется с соблюдением мер скрытности.

Снабженческие перевозки - это перевозки материальных средств (воинских грузов) боеприпасов, горючего, вооружения, продовольствия и др. грузов, предназначенных для обеспечения жизни, боевой подготовки (боевой деятельности в военное время) войск.

Для снабженческих перевозок характерно:

1. Массовость.

2. Относительная стабильность размеров этих перевозок.

3. Пункты отправления воинских грузов охватывают всю транспортную сеть страны.

4. Большой объем опасных грузов (боеприпасы, ракеты, ракетное топливо), при перевозке которых необходимо принимать меры безопасности.

5. Используется разнообразный тоннаж и подвижной состав.

б) по назначению перевозок:

- на мобилизационные – перевозки всех видов мобилизационных ресурсов и материальных средств, осуществляемые в период отмобилизования и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации;

Мобилизационные перевозки - это перевозки, связанные с переходом армии и флота со штатов мирного времени на штаты военного времени. В период отмобилизования для укомплектования новых воинских частей и учреждений выполняются перевозки людей, военной техники, вооружения, продовольствия, горючего, боеприпасов и других материальных средств, эти перевозки непродолжительны, но выполняются с большим напряжением.

- на эвакуационные – перевозки, связанные с проведением эвакуационных мероприятий, в том числе перевозки раненых, больных, военнослужащих и членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

- на перевозки для обеспечения боевой подготовки – перевозки, связанные с проведением учений, стрельб, перемещением на полигоны и возвращением к месту постоянной дислокации;

- на перевозки для материально-технического обеспечения – перевозки, связанные с обеспечением войск (сил) вооружением, военной техникой, боеприпасами и другими материальными средствами, осуществляемые по планам федерального органа исполнительной власти в области обороны или по планам организаций-поставщиков;

- на перевозки для передислокации – перевозки, связанные с изменением дислокации воинских частей, в том числе в районы проведения миротворческих операций, возникновения внутренних вооруженных конфликтов, ведения боевых действий, при введении чрезвычайного положения и при реализации мероприятий по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) в зависимости от планирующего органа:

- на централизованные – перевозки, планируемые полномочным представителем федерального органа исполнительной власти в области обороны на морском и внутреннем водном транспорте - Управлением военных сообщений Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (Управление ВОСО ДТО МО РФ);

- на внутриокружные (внутрифронтовые), внутрифлотские – перевозки, планируемые службами военных сообщений соответственно военных округов (фронтов) и флотов;

г) по видам сообщения:

- морские;

- речные;

- смешанные – перевозки, выполняемые на основе взаимодействия морского и внутреннего водного транспорта с железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом).

Организация воинских морских и речных перевозок – разработка планов воинских морских и речных перевозок, предъявление планов, заявок соответствующим транспортным организациям, обеспечение перевозок судами и необходимыми устройствами и приспособлениями, погрузка, перевозка и выгрузка, материально-техническое обеспечение, управление воинскими морскими и речными перевозками, расчеты за них, а также разработка мероприятий по рациональному использованию средств морского и внутреннего водного транспорта, обеспечению экологической безопасности и скрытности выполнения перевозок.

Т.е. - это комплекс мероприятий, проводимых органами военных сообщений и транспорта, командованием перевозимых войск, довольствующими управлениями; службами и отделами МО и военных округов, штабами воинских частей и учреждений от момента получения задания на перевозку до ее окончания.

При осуществлении воинских морских и речных перевозок перевозимые воинские части и личный состав организуются в воинские транспорты, эшелоны и воинские команды.

Воинский эшелон – организованные для перевозки на одном судне (в одном буксируемом или толкаемом составе) воинская часть или ее подразделения, перевозимые на одном судне или в отдельном судовом помещении, лица, призванные на военную службу или уволенные с военной службы, а также переводимое по внутренним и внешним водным путям судно Вооруженных Сил Российской Федерации;

Воинский транспорт – принятый для перевозки морским или внутренним водным транспортом от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя воинский груз, для перевозки которого требуется не менее одного контейнера, части судна или отдельного судового помещения;

Воинская команда – группа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов федеральной службы безопасности (далее – военнослужащие) с военным имуществом (в том числе с оружием и боеприпасами) или без него, лиц, призванных или поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе, призванных на военные сборы, а также лиц, уволенных с военной службы, следующая с начальником команды и организованная для перевозки на одном судне;

Каждому воинскому эшелону, воинскому транспорту и воинской команде присваивается соответствующий номер.

Порядок нумерации воинских эшелонов, воинских транспортов и воинских команд устанавливается полномочным представителем федерального органа исполнительной власти в области обороны на морском и внутреннем водном транспорте - Управлением ВОСО ДТО МО РФ.

Общая схема организации воинских перевозок представлены на рис. 2.

Рис. 2. Схема организации воинских перевозок.

Составными частями процесса организации воинских перевозок являются: планирование; подготовка; обеспечение; выполнение; управление.

Планированиеявляется первым этапом в процессе организации воинских перевозок. Осуществляется оно до начала перевозок планирующими органами военных сообщений:

- Управлением военных сообщений департамента транспортного обеспечения МО РФ (централизованные перевозки);

- Службой военных сообщений флота (военного округа) (внутрифлотские и внутриокружные перевозки).

Планирование воинских перевозок осуществляется на год, квартал и месяц.

Для успешного выполнения воинских перевозок в мирное и военное время необходима постоянная готовность путей сообщения, транспортных средств и войск. Особенно важна подготовка транспорта к работе в военное время, которая осуществляется заблаговременно. Наряду с подготовкой транспорта важным направлением подготовки к воинским перевозкам является обеспечение высокой готовности к ним самих войск.

Особенности выполнения воинских перевозок обуславливают необходимость их обеспечения: технического, материального, медицинского, финансового и боевого обеспечения.

Техническое обеспечение - это обеспечение воинских перевозок тоннажем и подвижным составом (судами, вагонами), погрузочно-выгру-зочными устройствами и приспособлениями, крепежными материалами и приспособлениями. Осуществляется оно органами транспорта и частично перевозимыми войсками.

Материальное обеспечение - это обеспечение перевозимых войск, караулов по охране и сопровождению воинских грузов горячей пищей, продовольствием, водой, топливом, свечами. Осуществляется оно перевозимыми войсками и органами транспорта под общим руководством органов военных сообщений.

Медицинское обеспечение заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний при перевозке и оказание медицинской помощи заболевшим. Осуществляется оно медицинским персоналом перевозимых войск, медицинскими учреждениями транспорта и Министерства обороны.

Боевое обеспечение перевозимых войск осуществляется силами и средствами перевозимых войск, командования организующего перевозку, а в отдельных случаях подразделениями ПВО.

Выполнение воинских перевозок - это погрузка, продвижение и выгрузка, а в отдельных случаях и перегрузка войск и воинских грузов. Погрузка, выгрузка производится силами и средствами отправителей в объеме и в сроки, установленные планом.

Продвижение эшелонов и транспортов с войсками осуществляется по маршрутам указанным в плане перевозок с максимально возможными скоростями. Изменение маршрута допускается только с разрешения органов военных сообщений.

Выполнение воинских перевозок в установленные сроки является одной из основных задач органов военных сообщений и транспорта.

Управление воинскими перевозками - это руководство всем процессом перевозок. Основной задачей управления является обеспечение выполнения плана в установленные сроки и введение перевозок в план в случае его нарушения (путем проведения регулировочных мероприятий).

Управление воинскими перевозками осуществляется органами военных сообщений во взаимодействии с органами транспорта и по согласованию с командованием перевозимых войск. Непосредственными исполнителями являются дежурные офицеры службы военных сообщений и дежурные диспетчеры органов транспорта. Все воинские перевозки органы военных сообщений берут на учет и под контроль.

К организации воинских перевозок предъявляются следующие требования:

а) при планировании:

- соответствие объема планируемых перевозок выделенному лимиту тоннажа;

- равномерность планируемых перевозок в течение года, квартала, месяца;

- максимально возможная маршрутизация перевозок;

- экономичность перевозок;

- реальность плана перевозок.

б) при подготовке:

- заблаговременная подготовка погрузочно-выгрузочных устройств и приспособлений, средств механизации, крепежных материалов, съемного воинского оборудования;

- качественная обученность войск перевозке различными видами транспорта.

в) при выполнении:

- строгое выполнение сроков погрузки, выгрузки, а также правил размещения и крепления военной техники и воинских грузов на судах или подвижном составе;

- первоочередное продвижение поездов с войсками;

- принятие особых мер предосторожности при перевозке опасных грузов,

- скрытность перевозок войск в военное время;

- обеспечение непрерывности перевозок войск и воинских грузов.

г) при обеспечении:

- своевременность подачи заявок на материальное и медицинское обеспечение;

- четкая организация всех видов обеспечения;

- первоочередность обеспечения погрузки войск и воинских грузов подвижным составом.

д) при управлении:

Управление воинскими перевозками должно быть устойчивым, непрерывным, четким, оперативным и скрытным.

В целом перевозку войск водным транспортом можно подразделить на четыре основных этапа:

- подготовительный,

- погрузка;

- переход морем;

- выгрузка.

Все эти этапы подчинены единой цели – обеспечить перевозку войсковых частей морем безопасно и в сроки, установленные командованием.

В организации и выполнении перевозки войск морем или по внутренним судоходным путям участвуют органы военных сообщений и органы транспорта (если перевозки совершаются на гражданских судах).

Подготовительный период начинается с определения перевозимого состава. Направления и сроков перевозки, или, иначе говоря, с принятия командованием решения на передислокацию воинского соединения, части или подразделения из одного пункта в другой водным путем.

Затем производят расчет потребного тоннажа для перевозки, подбор транспортных судов, расчет вместимости судов для войск, составление грузовых планов судов, подготовку и дооборудование судов и портов.

На основании заявок от воинских частей органы ВОСО составляют план перевозок и расчет потребности в тоннаже. Параллельно осуществляется подбор транспортных судов, пригодных для данной перевозки и составляется план перевозок.

При морских перевозках войск совершенно невозможно составить план перевозок и определить потребность в тоннаже без конкретного подбора судов по типам.

Одна из главных особенностей расчета вместимости судов для перевозки войск заключается в том, что такие технико-эксплуатационные данные судна, как грузоподъемность и грузовместимость в этом случае почти не имеют значения, тогда как при перевозках обычных н/х грузов эти характеристики играют решающую роль.

Пригодность судов для перевозки войск и вместимость его для техники определяется в первую очередь конструктивными данными судна, его скоростью, количеством палуб, размерами полезной площади судна. Устройствами грузовых помещений, размерами грузовых люков, количеством и мощностью перегрузочных средств судна и т.д.

При этом учитывается необходимость создания условий, обеспечивающих удобное и неутомительное пребывание на судне л/с, безопасность груза и по возможности полное использование полезной площади судна.

В этом принципиальное отличие военных грузов от народнохозяйственных, при размещении которых стремятся к наиболее полному использованию грузоподъемности и грузовместимости судна. Такие размещения войск приводят к тому, что при перевозке войск обычно используется всего на 10-20 %, а грузоподъемность на 30-50 %.

При отборе судов предпочтение отдается двухпалубным или 3-х палубным судам, полезная площадь которых в 1,5 – 2,0 раза больше однопалубных судов, таких же размеров. Кроме того, наличие второй палубы на судне обеспечивает более или менее удобное размещение л/с в твиндеках, сравнительно с однопалубными судами.

Подбор судов для перевозки войск – наиболее ответственное мероприятие в подготовительный период, так как безопасность перевозки, рациональное использование судна и удобство размещения л/с, в значительной степени определится тем, насколько правильно были подобраны суда для каждой конкретной перевозки.

Основной документ при перевозке – план перевозки.

В нем отражается наименование перевозимого подразделения и его состав, порты погрузки и выгрузки, время начала и продолжительность погрузки, скорость на переходе морем и время нахождения в пути, время прибытия в порт выгрузки, названия судов, обеспечивающих перевозку и материальное обеспечение перегрузочных операций.

На основании плана перевозок составляется грузовые планы и графики движения судов.

В составлении грузовых планов участвуют все заинтересованные лица – представители порта, перевозимой воинской части, органов ВОСО и капитан судна. Одновременно с подготовкой судов проводится дооборудование портов погрузки, предусматривающее:

- подготовку причалов;

- сосредоточение необходимой механизации, материалов для крепления техники;

- погрузочные инвентари;

- выбор и дооборудование ж/д и шоссейных путей подхода к причалам;

- организацию лоцманской службы;

- расчистку территории и акватории порта;

- определение границ районов посадки войск;

- мероприятия по маскировке.

Важнейшей задачей всех лиц и учреждений, участвующих в организации воинских перевозок, является сохранение тайны перевозок. Это достигается:

- сохранение в тайне подготовительных мероприятий;

- ограничение числа исполнителей документов;

- рассредоточение и маскировкой судов и войск в районах погрузки, и маскировкой погруженной на палубе судов боевой техники;

- организацией непосредственного охранения войск на всех этапах перевозки;

- соблюдение скрытности при переговорах по техническим средствам связи;

- применением при погрузке дымовых средств.

После погрузки и выхода судна в море капитан судна и начальник эшелона составляют расписания и инструкции для л/с перевозимых войск по тревогам, определяют порядок соблюдения л/с правил движения по судну, места для курения и отдыха, посещения служебных помещений, пользования камбузом и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: