В соответствии с Типовыми правилами (НАПБ Б.02005-94 «Типовое положение о специальном обучении, инструктаже и проверке знаний о пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины», утверждённые приказом МВД Украины от 17.11.94 № 628) ответственность за обеспечение пожарной безопасности предприятий и организаций несут руководители этих объектов. Руководители предприятий обязаны:
а) организовать на подведомственных объектах изучение и выполнение Типовых правил пожарной безопасности всеми работниками предприятия;
б) организовать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию (ПТК) и обеспечить их нормальную деятельность;
в) организовать на объекте проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму;
г) установить во всех помещениях предприятия строгий противопожарный режим и постоянно контролировать его соблюдение всеми работниками предприятия (режим курения, хранения сырья и продукции, проведение огневых работ и др.);
д) периодически проверять состояние пожарной безопасности объекта, наличие и исправность технических средств борьбы с пожарами, боеспособность пожарной охраны и ДПД и др.
Ответственность за пожарную безопасность отдельных цехов, лабораторий, отделов, складов, мастерских и других производственных участков несут руководители или лица, исполняющие их обязанности, которые обязаны:
а) обеспечить соблюдение на вверенных им участках работы установленного противопожарного режима;
б) следить за исправностью, производственных установок и немедленно принимать меры по устранению обнаруженных неисправностей, могущих привести к пожару;
в) следить за тем, чтобы по окончании работы производилась уборка рабочих мест и помещений, отключалась электросеть, за исключением дежурного освещения и тех установок, которые по условиям производства должны действовать круглосуточно;
г) обеспечить постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации.
В каждом цехе, лаборатории, мастерской должна быть разработана конкретная инструкция о мерах пожарной безопасности (утверждается главным инженером).
Все рабочие и служащие должны проходить специальную противопожарную подготовку, состоящую из противопожарного инструктажа (первичного и повторного) и занятий по пожарно-техническому минимуму по специальной программе (раздел 3.6.).
Литература.
1. Николин В.И., Васильчук М.П. Прогнозирование и устранение выбросоопасности при разработке угольных месторождений. – Липецк: липецкое издание Роскомпечати, 1997. – 496 с.
2. Николин В.И., Заболотний А.Г., Лунев С.Г. Современные представления природы выбросопасности и механизма выбросов как научная основа безопасности труда. – Донецк: ДонГТУ, 1999. – 196 с.
3. Ушаков К.З., Бурчаков А.С., Пучков Л.А., Медведев И.И. Аэрология горных предприятий. – М.: Недра, 1987. – 422 с.
4. Сборник инструкций к правилам безопасности в угольных шахтах, т.1. – Киев: Основа, 1996. – 425 с.
5. Васильев Г.А., Вилисов Г.В. Безопасность труда в доменном производстве. - М.: Металлургия, 1988. - 141 с.
6. НАОП 1.2.00-1.09-87 Правила безопасности в газовом хозяйстве предприятий черной металлургии. ПБГЧМ - 86. - М.: Металлургия, 1987. - 160 с.
7. ДНАОП 1.2.10-1.03-97. Правила безпеки у сталеплавильному виробництві / Затверджено 19.02.97, № 33. - Введено в дiю 01.07.97.
8. ДНАОП 1.2.10-1.05-97. Правила безпеки у феросплавному виробництві / Затверджено 19.02.97, № 32. - Введено в дiю 01.07.97.
9. ДНАОП 1.2.10-1.15-97. Правила безпеки у ливарному виробництві / Затверджено 19.02.97, № 31. - Введено в дiю 01.07.97.
10. Защита от шума и вибрации в черной металлургии / В.И. Заборов, Л.Н. Клячко, Г.С. Росин. - М.: Металлургия, 1988. - 216 с.
11. НАОП 1.2.10-1.14-86 Правила пожарной безопасности на предприятиях черной металлургии.
12. Смирнов Н.В., Коган Л.М. Пожарная безопасность предприятий черной металлургии: Справочник. - М.: Металлургия, 1989. - 432 с.
13. Бринза В.Н., Зиньковский М.М. Охрана труда в черной металлургии. - М.: Металлургия, 1982. - 336 с.
5. Система стимулирования охраны труда на предприятиях
Разделом IV Закона Украины «Об охране труда» предусмотрено применение стимулирования охраны труда на предприятии в виде поощрений и наказаний. В статье 29 указано, что к работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Практическая реализация Закона в нашем регионе выразилась в том, что «Положение о системе стимулирования охраны труда на предприятии» (далее Положение) было утверждено на заседании Совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения Донецкой области 23.12.98г.
Положение как межотраслевой нормативно-методический документ содержит определение области применения, общие положения, показатели стимулирования охраны труда, примеры их расчета и механизм практического применения на предприятиях различных отраслей промышленности.
Отличительной чертой Положения является то, что стимулирование охраны труда органично вписано в систему стимулирования производства и является подсистемой в системе управления охраной труда. Предложенная система включает материальное стимулирование (материальные поощрения и материальные санкции) и моральное стимулирование (награждение ведомственными знаками отличия, вымпелами, занесение на Доску почета и т.д.), которые взаимодополняют друг друга. При этом основное внимание уделено систематичности материального стимулирования охраны труда.
Учитывая сказанное, посчитали целесообразным изложение основных аспектов Положения. При этом следует подчеркнуть, апробированы они в основном, главным образом в угольной промышленности. Однако в методическом плане вполне могут использоваться и в других отраслях хозяйства. Для конкретизации изложения материалов, относящихся к стимулированию охраны труда, приведены частные примеры таких решений.
Вопросы стимулирования охраны труда, как подсистемы в более общей системе управления охраной труда и в системе стимулирования производства на предприятии, с учетом сложившейся практики регламентации этих вопросов, целесообразно включать в следующие нормативные акты:
- в раздел «Охрана труда» коллективного договора – общие вопросы стимулирования охраны труда и вопросы, связанные с установлением (повышением, отменой, понижением) квалификационных разрядов, должностных окладов, надбавок, с разовыми материальным и моральным поощрением;
- в «Положение о премировании работников» – вопросы, связанные с систематическим премированием и депремированием.
Порядок разработки и утверждения на предприятии нормативных актов об охране труда определен приказом Госнадзорохрантруда от 21.12.93г. №132. Разработку проектов нормативных актов (дополнений и изменений действую-щих актов) о стимулировании охраны труда, определение учитываемых при этом показателей по подразделениям и предприятию в целом, анализ и оценку эффективности стимулирования, как правило, должна осуществлять служба охраны труда совместно с профсоюзами, службой трудовых отношений и оплаты труда, юридической службой (юрисконсультом), с привлечением по необходимости других служб и общественных организаций предприятия.
Положение о системе стимулирования охраны труда на предприятии является нормативно-методическим, а не директивным документом, поэтому изложенные в нем формы, критерии (показатели, условия), размеры стимулирования должны конкретизироваться на каждом предприятии с учетом особенностей организации производства и труда, при этом допускается применение иных, чем в Положении, форм стимулирования, оправдавших себя на практике (например, предоставление дополнительно оплачиваемого отпуска).
Внедрение Положения о системе стимулирования охраны труда, в принципе, не требует значительных дополнительных средств, поскольку, во-первых, предусматривает введение (расширение сферы) поощрения по показателям охраны труда за счет некоторого сужения сферы поощрения по другим (в основном производственным) показателям. Во-вторых, предполагает определенное «стартовое» равновесие между материальным поощрением и материальными санкциями (равенство поощрительных выплат и штрафных вычетов). В-третьих, исходит из принципа самоокупаемости вознаграждений, т.е. из того, что размер вознаграждений заведомо меньше ущерба, который несет предприятие при невыполнении поощряемых показателей.
Чтобы установить приемлемый уровень поощряемых и наказуемых показателей и экономически оправданные размеры поощрений и санкций (штрафов) в области охраны труда, целесообразно провести предварительную примерку проектируемой новой системы стимулирования, сравнив суммарные размеры выплат по всем показателям при фактически сложившемся их уровне до введения новой системы и в случае ее введения. При этом следует иметь ввиду не только экономичность системы, но и ее возможное стимулирующее воздействие: необходимо, чтобы во всех своих составляющих система стимулирования не была угнетающей (когда поощряемые показатели практически недостижимы, а наказуемые непреодолимы), ни развращающей (когда достижение поощряемых показателей не требует особых усилий и является практически гарантированным).
На предприятиях общие вопросы стимулирования охраны труда излагаются, как правило, в разделе коллективного договора об охране труда. Соответственно новые решения в этой области, принимаемые на основе Положения, включаются в указанный раздел в виде дополнений и изменений либо в виде новой редакции раздела (если намечается заключение нового колдоговора). Дополнения и изменения колдоговора приобретают юридическую силу после их принятия (утверждения, согласования) в порядке, оговоренном в самом договоре. Приводим пример внесения дополнений и изменений к разделу «Охрана труда» коллективного договора шахты.
*
Принято на совместном заседании правления ГОАО и комитета профсоюза: протокол от ________________2000г. №_____ | Утверждаю Председатель правления ГОАО директор шахты _____________ ____________________________ _________________2000г. |