Введение. «Мы должны сделать так, чтобы работа с компьютером стала столь же естественной, как с карандашом или ручкой»

«Мы должны сделать так, чтобы работа с компьютером стала столь же естественной, как с карандашом или ручкой»

Билл Гейтс

В настоящее время интерфейс является визитной карточкой программного средства, и от него часто зависит, будет оно иметь успех на рынке программных продуктов или нет.

Многие считают, что термин пользовательский интерфейс относится только к современным графическим пользовательским интерфейсам (graphical user interface, GUI), основанным на окнах и меню, управляемых с помощью мыши. На самом деле способ, которым мы выполняем какую-либо задачу, а именно совершаемые нами действия и то, что мы получаем в ответ, и является интерфейсом.

Интерфейс является ориентированным на человека, если он отвечает его нуждам и учитывает его слабости.Чтобы создать такой интерфейс, необходимо иметь представление о том, как действуют люди и машины, определять те трудности, с которыми сталкиваются люди, а это не всегда просто.

Интерфейс пользователя является одной из самых важных частей программного средства (ПС) – это то, что видит пользо­ватель. Для него интерфейс и есть само ПС.

Круг потенциальных пользователей оказывает влияние на разработку ПС. Интерфейс для начинающих пользователей компьютера требует простого дизайна, а для опытных пользовате­лей он может быть более сложным. Другие ПС, с которыми работают предполагаемые пользователи, могут оказать влияние на разработку интерфейса в данном ПС. Если предполагается распространение ПС в раз­ных странах, то язык и культура должны рассматриваться как часть дизайна.

Руководства по программному проектированию – это главный источник стандартизации разработок по интер­фейсу для многих крупных компьютерных фирм: Apple (Macintosh), IBM (OS/2, DOS), Microsoft (Windows), UNIX (OSF/Motif). Смит и Мосье (Smith and Mosier) с помощью фирмы MITRE Corporation опубликовали полный набор руководящих принципов и инструкций по общему проектированию интерфейса. Эдвард Тафт (Tufte), разра­ботчик графического проекта интерфейса операционной системы OS/2, издал книгу, посвященную визуальному отображению информации.

Программ­ное обеспечение пользовательского интерфейса содержит все, что помогает пользователям видеть, слышать, отме­чать, трогать на экране компьютера, а также информацию, с которой пользователь работает. Кроме того, в интерфейсе есть печатная и электронная информация – справоч­ники, руководства, учебники и много другой документа­ции, дополняющей программное и аппаратное обеспечение. Это делает взаимодействие с программными и аппаратны­ми средствами интерфейса более удобным.

Дизайн пользовательского интерфейса должен быть одобрен и принят пользователями. Без хорошо про­работанного интерфейса даже выдающаяся система не будет успешной. Часто пользовательский интерфейс яв­ляется лишь «одежкой» для программных функций. Нор­ман Кокс (Norm Сох), хорошо из­вестный консультант по проектированию пользователь­ского интерфейса программ, сказал, что такой подход подобен «наложению губной помады на бульдога». Это относится и к попыткам хорошим интерфейсом скрыть неудачный программный продукт.

Компания Диснея в индустрии развлечений сделала свои парки таки ми, чтобы отдыхающие получали удовольствие от прогу­лок по ним. Проектировщики знали, что их будущие кли­енты – семейные пары с детьми, и предвидели их поведе­ние. Посетители будут голодны, обуреваемы жаждой, ус­талые и не захотят стоять в длинных очередях. Точка зрения компании Диснея: дизайн есть опыт, а опыт есть искусство. Они выяснили, что люди хотят иметь, затем разработали сценарии отдыха, осуще­ствили соответствующий дизайн, провели окончательное тес­тирование, чтобы точно знать, что нуждается в доработке. Эту же последовательность действий надо выполнять и при разработке пользовательского интерфейса.

Любая программа – это результат творчества ее создателя, взначительной степени отражающий егосубъективные взгляды, предпочтения, ху­дожественный вкус и др., и чем опытнее программист, тем ярче проявляется его индивидуальность в каждой новой программе. Пользователь ПК – этоне посетитель художественной выставки, и его меньше всего интересует личность программиста и то душевное состояние, в котором он находился, создавая тот или инойпрограммный продукт. И даже если пользователь захочет получить эстетическое наслаждение и воспользуется для этого программой «По залам Эрмитажа», все его внимание будет сосредоточено на художественных достоин­ствах экспонатов музея, а не кнопках, позволяющих «переходить» из одного зала в другой.

Пользовательский интерфейс – это совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы ПС.

Под информационной моделью понимается условное представление проблемной области, формируемое с помощью компьютерных (визуальных и звуковых) объектов, отражающих состав и взаимодействиереальных компонентов проблемной области. Средства испособы взаимодействия с информационной моделью определяются со­ставом аппаратного и программного обеспечения, имеющегося в распоряжении пользо­вателя, иот характера решаемой задачи.

Таким образом, эффективность работы пользователя определяется не только функциональными возможностями имеющихся в его распоряжении аппаратных и программных средств, но и доступностью для него этих возможностей. В свою очередь, полнота исполнения потенциальных возможностей имеющихся ресурсов зависит от качества пользовательского интерфейса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: