«Мы должны сделать так, чтобы работа с компьютером стала столь же естественной, как с карандашом или ручкой»
Билл Гейтс
В настоящее время интерфейс является визитной карточкой программного средства, и от него часто зависит, будет оно иметь успех на рынке программных продуктов или нет.
Многие считают, что термин пользовательский интерфейс относится только к современным графическим пользовательским интерфейсам (graphical user interface, GUI), основанным на окнах и меню, управляемых с помощью мыши. На самом деле способ, которым мы выполняем какую-либо задачу, а именно совершаемые нами действия и то, что мы получаем в ответ, и является интерфейсом.
Интерфейс является ориентированным на человека, если он отвечает его нуждам и учитывает его слабости.Чтобы создать такой интерфейс, необходимо иметь представление о том, как действуют люди и машины, определять те трудности, с которыми сталкиваются люди, а это не всегда просто.
Интерфейс пользователя является одной из самых важных частей программного средства (ПС) – это то, что видит пользователь. Для него интерфейс и есть само ПС.
Круг потенциальных пользователей оказывает влияние на разработку ПС. Интерфейс для начинающих пользователей компьютера требует простого дизайна, а для опытных пользователей он может быть более сложным. Другие ПС, с которыми работают предполагаемые пользователи, могут оказать влияние на разработку интерфейса в данном ПС. Если предполагается распространение ПС в разных странах, то язык и культура должны рассматриваться как часть дизайна.
Руководства по программному проектированию – это главный источник стандартизации разработок по интерфейсу для многих крупных компьютерных фирм: Apple (Macintosh), IBM (OS/2, DOS), Microsoft (Windows), UNIX (OSF/Motif). Смит и Мосье (Smith and Mosier) с помощью фирмы MITRE Corporation опубликовали полный набор руководящих принципов и инструкций по общему проектированию интерфейса. Эдвард Тафт (Tufte), разработчик графического проекта интерфейса операционной системы OS/2, издал книгу, посвященную визуальному отображению информации.
Программное обеспечение пользовательского интерфейса содержит все, что помогает пользователям видеть, слышать, отмечать, трогать на экране компьютера, а также информацию, с которой пользователь работает. Кроме того, в интерфейсе есть печатная и электронная информация – справочники, руководства, учебники и много другой документации, дополняющей программное и аппаратное обеспечение. Это делает взаимодействие с программными и аппаратными средствами интерфейса более удобным.
Дизайн пользовательского интерфейса должен быть одобрен и принят пользователями. Без хорошо проработанного интерфейса даже выдающаяся система не будет успешной. Часто пользовательский интерфейс является лишь «одежкой» для программных функций. Норман Кокс (Norm Сох), хорошо известный консультант по проектированию пользовательского интерфейса программ, сказал, что такой подход подобен «наложению губной помады на бульдога». Это относится и к попыткам хорошим интерфейсом скрыть неудачный программный продукт.
Компания Диснея в индустрии развлечений сделала свои парки таки ми, чтобы отдыхающие получали удовольствие от прогулок по ним. Проектировщики знали, что их будущие клиенты – семейные пары с детьми, и предвидели их поведение. Посетители будут голодны, обуреваемы жаждой, усталые и не захотят стоять в длинных очередях. Точка зрения компании Диснея: дизайн есть опыт, а опыт есть искусство. Они выяснили, что люди хотят иметь, затем разработали сценарии отдыха, осуществили соответствующий дизайн, провели окончательное тестирование, чтобы точно знать, что нуждается в доработке. Эту же последовательность действий надо выполнять и при разработке пользовательского интерфейса.
Любая программа – это результат творчества ее создателя, взначительной степени отражающий егосубъективные взгляды, предпочтения, художественный вкус и др., и чем опытнее программист, тем ярче проявляется его индивидуальность в каждой новой программе. Пользователь ПК – этоне посетитель художественной выставки, и его меньше всего интересует личность программиста и то душевное состояние, в котором он находился, создавая тот или инойпрограммный продукт. И даже если пользователь захочет получить эстетическое наслаждение и воспользуется для этого программой «По залам Эрмитажа», все его внимание будет сосредоточено на художественных достоинствах экспонатов музея, а не кнопках, позволяющих «переходить» из одного зала в другой.
Пользовательский интерфейс – это совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы ПС.
Под информационной моделью понимается условное представление проблемной области, формируемое с помощью компьютерных (визуальных и звуковых) объектов, отражающих состав и взаимодействиереальных компонентов проблемной области. Средства испособы взаимодействия с информационной моделью определяются составом аппаратного и программного обеспечения, имеющегося в распоряжении пользователя, иот характера решаемой задачи.
Таким образом, эффективность работы пользователя определяется не только функциональными возможностями имеющихся в его распоряжении аппаратных и программных средств, но и доступностью для него этих возможностей. В свою очередь, полнота исполнения потенциальных возможностей имеющихся ресурсов зависит от качества пользовательского интерфейса.