Важность тестирования на удобство применения программного обеспечения

Вопрос об организации лабораторий, которые бы проводили тестирование на удобство применения, рассматривался в течение более пятнадцати лет. Оценивать удобство применения начала компания IBM в начале 80-х годов. В то время это был способ сделать пользователей ПК более самодостаточными и сократить количество звон­ков, поступающих в компанию. С тех пор эта практика была пе­ренята большинством основных разработчиков технического и программного обеспечения, и тестирование стали проводить практичес­ки все фирмы данной отрасли.

Вот несколько основных при­чин, важности тестирования на удобство применения:

· интуиция разработчиков и проектировщиков иногда может подвести;

· терминология разработчиков и проектировщиков не всегда совпадает с терминологией, к которой привыкли пользователи;

· все люди разные, поэтому в природе не существует «среднестатистическо­го» пользователя;

· не полные инструкции и руководящие принципы по разработке вопросов удобства применения;

· информации, получаемой от пользователей по телефону или электронной почте, не достаточно для проведения оценки качества продукта;

· затраченные на проведение тестирования время, деньги и ресурсы всегда окупаются;

· продукты, созданные по частям, обычно бывают, несовместимы на систем­ном уровне;

· проблемы, выявленные на завершающих стадиях разработки, сложнее и накладнее исправлять;

· устранение ошибок во время проектирования позволит сократить затраты на последующую поддержку программы;

· оценка удобства применения может дать преимущества перед конкуриру­ющими продуктами.

Что такое тестирование на удобство применения? Междуна­родная организация стандартизации (ISO) дает следующее определение: «Удобство применения – это эффективность, рен­табельность и удовлетворение, с которым пользователи могут выполнить те или иные задачи в заданной среде». Тестирование на удобство применения проводится для того, чтобы оценить качество работы продукта и выяснить, насколько он эффективен, рентабелен и довольны ли им пользователи.

Эта проверка осуществляется на различных этапах разработки ПП (образец дизайна на бумаге, программные прототипы и конечный продукт), чтобы обеспечить обратную связь с пользователями. Это помогает совершенствовать весь проект в целом, сокращает количество ошибок, проводит сравнительный анализ продуктов и версий, а также подтверждает соответствие продукта предъявляемым требованиям. Необходимо не просто тестировать на удобство применения, а планировать и вести разработку с расчетом на него.

Важной частью как разработки программного обеспечения, так и тестирова­ния является построение прототипов. Прототипирование на ранних стадиях мо­жет заключаться в создании рисунков и разработок на бумаге. Программные прототипы могут варьироваться от простых изложений концепции до полных дей­ствующих программ, подготовленных для функционального и программного тес­тирования, а также проведения маркетинга.

Некоторые операции тестирова­ния достаточно просты по содержанию и требуют только бумаги и карандаша, но есть и другие, для проведения которых необходимы специальная лаборатория, по­мещения для пользователей и наблюдателей, видеокамеры, аудиооборудование, программные и компонентные среды для просмотра, тестируемого программного продукта. Существуют следующие способы проведения тестирования:

· наблюдение;

· проведение опросов и исследований;

· контекстуальные опросы;

· эвристические оценки;

· работа с выделенными группами;

· лабораторное тестирование.

Эвристические оценки проводятся как часть процесса определения удобства применения. Разработчики и специалисты в области пользовательских интерфейсов анализируют ПП с помощью специальных проверочных анкет, руководящих принципов. Подобного рода оценки проводятся, как правило, на ран­них стадиях проектирования, часто посредством разработок на бумаге и про­граммных прототипов. Эвристические оценки применяются для выявления на ранних стадиях серьезных проблем, связанных с удобством применения и самим интерфейсом.

Более сложное по содержанию тестирование на удобство применения прово­дится в специальных лабораториях, куда приглашают пользователей, испытываю­щих прототипы или версии программных продуктов. Лицам, участвующим в тесте, предлагается использовать систему для выполнения ряда задач. Причем размыш­лять они должны вслух. Это помогает коллективу, проводящему тестирование, понять, о чем они думают, что в конечном итоге позволяет лучше интерпретиро­вать аудио- и видеоданные, собираемые во время теста.

Важной частью любого тестирования является правильный подбор пользова­телей (и достаточного их числа). Участники теста должны быть типичными пред­ставителями пользователей данного ПП. Их количество зависит от многих факторов, в том числе времени, ресурсов, проекта теста, типа тестируемых задач и вида статистического анализа, который планируется провести по полученным результатам. Если интересуют основные проблемы удобства применения, то достаточно 4-8 участников, чтобы справиться с этой задачей. По завер­шению сеанса тестирования каждого из участников, может случиться так, что обратная связь с пользователями вскрыла новые проблемные области. В та­ком случае увеличивают количество участников.

Методы оценки удобства применения должны быть про­изводными от целей и задач, стоящих перед ПП. Как правило, тестирование на удобство применения включает два типа методов оценки:

· методы оценки работы, подразумевающие подсчет действий, определение полноты выполнения задачи, подсчет времени, затраченного на это выполнение, ошибок и обращений за помощью. Такие методы называются числен­ными;

· субъективные методы, включающие сбор устных и письменных сообщений пользователей об их восприятии, мнениях, суждениях, предпочтениях, а так­же степени удовлетворенности от системы и их собственной выполненной работы. Эти методы носят название качественные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: