Существуют различные типы обучающих материалов, которые применяют исходя из пользовательской аудитории, от предметной области от частоты использования программного продукта и других факторов. Обучающие материалы могут быть представлены:
· базовой справкой;
· обзорной справкой;
· справкой предметной области;
· процедурной справкой;
· контекстной справкой;
· справкой состояния.
Среды передачи обучающих материалов могут быть различными:
· бумажная книга;
· справочная карта;
· структурированная электронная документация;
· фрагменты пространства интерфейса, показывающие справочную информацию;
· всплывающие подсказки.
Объема справочной информации должно быть достаточно, чтобы пользователь мог найти в ней ответы на всевозможные вопросы и справится с трудностями, которые у него возникли в процессе работы.
Одним из эффективных средств предоставления справочной информации являются «спиральные тексты». Идея заключается в следующем. При возникновении вопроса пользователь получает только чрезвычайно сжатый, но ограниченный ответ (1-3 предложения). Если этого ответа достаточно, пользователь может вернуться к выполнению текущей задачи. Если ответ не удовлетворяет пользователя, то он может запросить более полный и более объемный ответ. Если и этот ответ недостаточен (что бывает довольно редко), пользователь может обратиться к ещё более подробному ответу. Таким образом, при использовании этого метода, пользователи получают именно тот объем справочной системы, который им нужен.
Спиральность текста считается нормой при разработке программной документаций.
Постановка задачи к лабораторной работе
Спроектировать и реализовать систему помощи пользователю в обучении программному средству.
1. Обосновать выбор примененных способов обеспечения общей понятности системы (ментальная модель, метафора, идиома, аффорданс, стандарт).
2. Описать и распечатать фрагменты использованных обучающих материалов (базовая справка, обзорная справка, справка предметной области, процедурная справка, контекстная справка, справка состояния).
3. Реализовать в программном средстве следующие среды передачи обучающих материалов:
· справочная карта;
· структурированная электронная документация;
· фрагменты пространства интерфейса, показывающие справочную информацию;
· всплывающие подсказки.