Развитие лексико-грамматических средств языка

1-й период(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Практическое употребление:

• существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• существительных с «увеличительным» суффиксом -ищ- (ручищи, домище);

• названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;

• сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);

• приставочных глаголов с разными оттенками значений;

• относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодо­вый, осенний);

• прилагательных — эпитетов к существительному.

2. Понимание и объяснение:

• многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);

• слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);

• обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).

3. Введение в активную речь:

• названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предме­тов в соответствии с лексическими темами;

• пространственных наречий (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо);

• временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели;

• антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.

4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы — лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).

5. Закрепление понимания категории одушевленности и неоду­шевленности предметов.

6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, тво­рительный падежи) согласованных с существительными прила­гательных единственного числа без предлогов в практических упражнениях.

7. Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).

8. Множественное число существительных на -ья (листья, деревья,

платья).

9. Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).

10. Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.

11. Согласование порядковых числительных до 10 с существитель­ными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).

12. Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает? что делал? что будет делать?).

13. Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.

14. Союз и при однородных членах предложения.

2 - й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Практическое употребление:

• обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);

• названий предмета и его составных частей;

• сложных слов (снегопад, самолет);

• однокоренных слов (хлеб— хлебница — хлебный);

• приставочных глаголов с различными оттенками значений;

• относительных прилагательных (посудный, продуктовый);

• притяжательных прилагательных (семейный, животный).

2. Понимание и объяснение:

• многозначности слов (снег идет, время идет);

• слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);

• названий профессий с суффиксами -тель-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;

• несклоняемых слов (кофе, какао, меню).

3. Введение в активную речь:

• слов, указанных для 1 -го периода;

• прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).

4. Единственное и множественное число существительных, глаго­лов, прилагательных (продолжение).

5. Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).

6. Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).

7. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

8. Согласование порядковых числительных до 10 с существитель­ными (продолжение).

9. Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух).

10. Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.

11. Различение вопросов чем? — с чем?.

12. Упражнение в правильном употреблении союза и при однород­ных членах предложения.

3-й период (апрель, май)

1. Введение в активную речь слов и словообразовательных эле­ментов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.

2. Закрепление трудных тем 2-го периода.

3. Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.

4. Значение завершенности и незавершенности действия, выражае­мое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).

5. Предлоги между, через.

6. Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).

7. Согласование прилагательных и числительных с существитель­ными (три белых гриба, две желтых лисички).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: