1-й период(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Практическое употребление:
• существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• существительных с «увеличительным» суффиксом -ищ- (ручищи, домище);
• названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;
• сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);
• приставочных глаголов с разными оттенками значений;
• относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);
• прилагательных — эпитетов к существительному.
2. Понимание и объяснение:
• многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);
• слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);
• обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).
3. Введение в активную речь:
• названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами;
• пространственных наречий (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо);
• временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели;
• антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.
4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы — лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).
5. Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.
6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, творительный падежи) согласованных с существительными прилагательных единственного числа без предлогов в практических упражнениях.
7. Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).
8. Множественное число существительных на -ья (листья, деревья,
платья).
9. Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).
10. Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.
11. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).
12. Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает? что делал? что будет делать?).
13. Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.
14. Союз и при однородных членах предложения.
2 - й период (декабрь, январь, февраль, март)
1. Практическое употребление:
• обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);
• названий предмета и его составных частей;
• сложных слов (снегопад, самолет);
• однокоренных слов (хлеб— хлебница — хлебный);
• приставочных глаголов с различными оттенками значений;
• относительных прилагательных (посудный, продуктовый);
• притяжательных прилагательных (семейный, животный).
2. Понимание и объяснение:
• многозначности слов (снег идет, время идет);
• слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);
• названий профессий с суффиксами -тель-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;
• несклоняемых слов (кофе, какао, меню).
3. Введение в активную речь:
• слов, указанных для 1 -го периода;
• прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
4. Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолжение).
5. Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).
6. Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).
7. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
8. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
9. Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух).
10. Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.
11. Различение вопросов чем? — с чем?.
12. Упражнение в правильном употреблении союза и при однородных членах предложения.
3-й период (апрель, май)
1. Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.
2. Закрепление трудных тем 2-го периода.
3. Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
4. Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).
5. Предлоги между, через.
6. Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).
7. Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).