Работа над предложением

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Повторение и закрепление на более сложном материале в прак­тических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:

• выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;

• дифференциация понятий слово — предложение,

• составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С+О + П, П + С + В+Д, П + С + В + Т. (Условные обозначения: П — под­лежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существи­тельное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Г—дополнение в твори­тельном падеже);

• составление предложений по опорным словам, данным в тре­буемой форме и в начальной форме;

• распространение предложений однородными членами: подле­жащими, сказуемыми, определениями, дополнениями;

• составление предложений с различными предложными кон­струкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (про­странственные предлоги).

2. Усложнение работы по формированию простого предложения:

• распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);

• работа над интонацией предложения (повествовательная, во­просительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;

• составление предложений определенного типа по заданию лого­педа с использованием схемы;

• cсамостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.

3.Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по фор­мированию умения строить сложные предложения:

• сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);

• предложение со словами сначала..., а потом...;

• сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.

4 Усложнение работы:

обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных пред­ложений, отработанных в 1-м периоде.

2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа дей­ствия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?.

3. Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (столваза, книгаокно).

4. Составление предложений с различными изменениями, преоб­разованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.

5. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.

6. потребление в практических упражнениях сложноподчинен­ных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.

7. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4—5 слов.

3-й период (апрель, май)

1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.

2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с раз­делительным союзом или (практические упражнения).

3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на во­прос почему?.

4. Обучение правильному построению сложноподчиненных пред­ложений, в которых главным является предложение «Яхочу...».

5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложе­нием с союзами что, чтобы (практические упражнения).

6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: