Деловую активность предприятия измеряют с помощью количественных и качественных критериев.
Качественные критерии – широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др.
Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в отрасли или сфере бизнеса.
Количественные критерии деловой активности характеризуют абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продаж (оборот) готовой продукции, товаров, работ и услуг, прибыль, величину авансированного капитала (активов).
Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). «Золотое правило экономики» гласит, что оптимальное соотношение между ними:
(93)
где Тп – темп роста прибыли, %; Тв – темп роста выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг), %; Та – темп роста активов (имущества), %.
|
|
Прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, а активы (имущество) предприятия использоваться более рационально. Однако на практике даже у стабильно работающих предприятий возможны отклонения от указанного соотношения показателей. Причины могут быть самые разнообразные: освоение новых видов продукции и технологий, большие капиталовложения на обновление и модернизацию структуры управления и производства, слияния и поглощения других компаний и т. д. Эти факторы часто вызваны внешним экономическим окружением и требуют значительных капитальных затрат, которые окупятся в отдаленной перспективе.
Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов (имущества) предприятия. Их можно представить в виде системы финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости активов, собственного и заемного капитала (табл. 30).
Они имеют большое значение для любого предприятия.
Таблица 30