Игры, в которых задана последовательность принятия решений игроками, называются позиционными (шашки, шахматы).
Структура позиционной игры представляется деревом решений (графом решений), приводящим игроков из исходной позиции в конечную.
Вершины дерева игры – позиции.
Позиции, непосредственно следующие за некоторой позицией, называются альтернативами. Позиции, не имеющие альтернатив, называются окончательными. Ведущие в них пути называются партиями.
Часть дерева решений, описывающая игру из некоторой позиции после нескольких начальных шагов партнеров, называется подигрой.
Узел обозначается - если принимается решение, - если появляются исходы.
Пример:
Банк решает вопрос: проверять ли конкурентоспособность клиента перед тем как выдать ссуду в 15 тыс. у.е.
Аудиторская фирма берет с банка 80 у.е. за каждую проверку. Банк может дать 15 тыс. под 15% годовых или вложить в некоторое дело со 100% возвратом, но под 9% годовых. Рекомендации аудиторской проверки и фактические результаты соотносятся следующим образом:
|
|
аудиторская проверка | Клиент ссуду вернул | Клиент ссуду не вернул | |
ссуду давать | |||
ссуду не давать | |||
деньги вернул (0,98) 17170
1905 деньги не вернул (0,02) 0
выдача (-15000)
не выдача (1350)
под 9% 16270
0,75 рекомендуется
1686 деньги вернул (0,9)
не рекомендуется 17250
0,25 деньги не вернул (0,1)
проведение -80 выдача (-15000)
проверки да не выдача (1350) 0
под 9% 16270
нет
1560 возвратил 0,96 17250
выдать не возвратил 0,04
1560 не выдать 0
под 9% 16350
Указания:
Проставим денежные доходы любого узла, используя конечные результаты вычисленные ранее. Все встречающиеся расходы вычитаем из ожидаемых доходов. После того как пройдены квадраты решений, выбирается ветвь, ведущая к наибольшему из возможных при данном решении ожидаемому доходу, другая ветвь зачеркивается.