Тема 4.3. Принятие управленческих решений

4.3.1. Понятие и сущность управленческого решения

Управленческое решение – директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.

Решение – центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение.

Классификация управленческих решений:

1. По степени уникальности

a. Запрограммированные (рутинные, нетворческие) решения есть результат заранее определенной последовательности шагов или действий. Руководитель часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной периодичностью.

b. Незапрограммированные (уникальные, творческие) решения, возникающие в ситуациях, которые в определенной степени новы, неструктурированы и сопряжены с неизвестными факторами.

2. По степени воздействия на будущее

a. Оперативные – решения по обеспечению максимизации прибыльности от текущих производственно-хозяйственных операций. Основная сфера решений – распределение имеющихся ресурсов предприятия между функциональными подразделениями, оперативное планирование, регулирование и контроль производственно-хозяйственных процессов на предприятии.

b. Тактические (административные) – решения о структуризации ресурсов предприятия, обеспечивающие максимальную результативность. Принятие решений в области структуры организации (структурное построение организации и делегирование полномочий), организация производственных и информационных потоков, каналы товародвижения и т.п.

c. Стратегические – решения о целях и задачах предприятия, сферах деятельности, целевых рынках, обеспечивающих стабильный рост и потенциальную результативность предприятия.

3. По виду лица, принимающего решения:

a. Индивидуальные, принимаемые единолично.

b. Коллективные, принимаемые на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.)

4. По степени определенности ситуации:

a. Решения, принимаемые в условиях определенности (детерминистские решения).

b. Решения, принимаемые в условиях риска (вероятностные решения). Последствия развития ситуации в точности не известны, но известными являются вероятностные характеристики возможных в будущем событий.

c. Решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. в условиях, когда отсутствуют вероятностные оценки потенциальных результатов (исходов событий).

5. По содержанию:

a. Социальные.

b. Экономические.

c. Организационные.

d. Производственные.

e. Маркетинговые и т.п.

Необходимые элементы в принятии решений:

- Наличие цели (иначе бесцельность выбора).

- Наличие альтернатив (иначе безысходность).

- Необходимость волевого акта лица, принимающего решение.

Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель (менеджер), чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Цель управленческого решения – обеспечение достижения целей организации. Эффективное управленческое решение – выбор, обеспечивающий наиболее экономичный способ достижения поставленных целей.

По способам (технологии как последовательности действий) принятия решений можно выделить:

- Интуитивные решения. Выбор основан на ощущении, что выбор правилен (озарение или шестое чувство). Интуитивные решения могут приниматься с учетом знаний и накопленного опыта. Например, принятие рутинных решений при неизменности внутренней и внешней ситуации.

- Рациональные решения. Выбор основан на результатах аналитического процесса, имеющего определенную последовательность взаимосвязанных шагов.

4.3.2. Структура и процесс принятия решения

Процесс принятия управленческого решения включает следующие элементы:

- Акт, являющийся необходимым элементом деятельности менеджера.

- Процесс (процедура), протекающий во времени.

- Результат выбора альтернативы (предписание к действию, план, распоряжение и т.п.).

Требования к процедуре принятия решений:

- Своевременность.

- Обоснованность.

- Директивность и адресность.

- Непротиворечивость.

- Правомочность.

Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.

Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис.4.3.

Рис.4.3.

По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели.

Слабо структурированное решение представлено на рис.4.4. Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).

Рис.4.4.

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл.4.3).

Таблица.4.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: