Поступление детей в речевую группу детского сада во многом изменяет социальную ситуацию их дальнейшего развития. Этому способствуют следующие факторы:
— новая пространственно-предметная среда обитания;
— новый коллектив сверстников;
— новые формы взаимодействия со взрослыми (активный диалог в рамках личностно ориентированной модели педагогического общения; комментирование действий и деятельности каждого ребенка; сопряжение усилий для решения общей цели — исправление недостатков речи; индивидуально-специфическое влияние взрослых — многократное предъявление речевого образца, создание ситуаций для его применения в повседневной жизни и т.д.);
— новые специфические виды деятельности (артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедическая ритмика, игры с пальчиками, речевые игры, в которых в центре внимания оказывается
слово, одновременно ставшее предметом и познавательной деятельности детей);
— новое взаимодействие с акустической средой обитания (выделение речевых и неречевых звуков, изучение речевых звуков и т.д.).
Организацией жизни и деятельности вновь поступающих в речевую группу детей занимается воспитатель. И свою работу он начинает с их обследования по разделам типовой Программы воспитания и обучения в детском саду. Обследование детей воспитателем ведется параллельно с логопедическим до 15 сентября.
Цель такого обследования — выявить соответствие уровня знаний и умений детей требованиям программы для данной возраст-Ной группы.