Уровень развития общей моторики (крупной моторики, то есть движений рук, ног, всего тела):
— походка: вялая, расслабленная; быстрая,,размашистая; напряженная; ходит вразвалку, задевает за все руками; при ходьбе опирается на наружный край стопы или на кончики пальцев;
— осанка: правильная, неправильная, нормальная, асимметричная; наличие дефектов плечевого пояса (асимметрия шейно-плечевых линий, положение лопаток, сведенность плеч);
— наличие плоскостопия (или нарушений свода стопы);
— активные движения: объем движений — полные, неполные, ограниченные, истощающиеся;
— скорость движений: замедленные, неслитные, неритмичные, неповоротливые;
— точность движений: точные, неточные, неуклюжие, неловкие, угловатые, напряженные;
— координация движений: координированные, некоординированные, расторможенные; производит много лишних движений; затруднено переключение с одного движения на другое;
— полноценность участия в подвижных играх (возникающие трудности из-за низкого уровня развития крупных движений);
|
|
— толчковая нога.
Уровень развития мелкой моторики:
— способен ли нанизать бусы на леску; выложить простейший узор из мозаики; удержать условную позу («зайчик», «коза-дереза», «колечко») на одной руке, на двух руках; выполнить упражнение
на переключение поз («палец — кулак»);
— ведущая рука.
Эмоционально-волевое развитие
В процессе наблюдений за каждым ребенком на занятиях и вне занятий выявить:
— умеет ли ребенок чувствовать чужую боль и сопереживать ей;
— есть ли у него чувство уважения к другим людям;
— готов ли он поделиться своими вещами и какими-то новостями;
— способен ли работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми;
— умеет ли поставить себе цель и удержать ее до конца;
— умеет ли давать себе отчет в том, что он делает;
— организаторские умения: умение подготовить место и необходимый материал для предстоящей деятельности, спланировать ее, довести начатое до конца; умение справедливо разрешить конфликт,
спокойно и терпеливо объяснить, исправить ошибающегося.