Обязательным компонентом процесса проектирования основной образовательной программы (программ, входящих в состав основной образовательной программы) является экспертиза[29], которая на этапе разработки программы позволяет найти ответ на ключевые вопросы общего плана:
- достигнута ли цель проектирования (документ разработан и соответствует установленным требованиям)?
- обеспечит ли программа реализацию требований ФГОС?
- какова дальнейшая судьба программы (требуется ли корректировка или программа может быть рекомендована к реализации)?
Деятельность по экспертизе (оценке) программ может быть рассмотрена как установление их соответствия или несоответствия определенной норме (требованиям, эталону). Данная работа предполагает разработку и реализацию научно обоснованного критериального аппарата (критерии и показателей оценки программ), подбор и использование пакета соответствующих методик (обеспечивающих получение достоверной и полной информации по вопросу исследования), а также наличие соответствующих компетенций у лиц, привлекаемых к экспертизе основных образовательных программ.
|
|
Организуя экспертизу программ, необходимо проработать следующие вопросы:
- Что является объектом экспертизы (вся ООП или ее компоненты, например, рабочая программа по учебному предмету)?
- Каков ожидаемый эффект от экспертизы программы?
- Кто будет участвовать в экспертизе?
- Каким образом может быть осуществлена экспертиза программы?
Экспертиза программной документации может проводиться в следующих формах:
- внутренняя, осуществляемая членами педагогического коллектива или группы разработчиков, представителями родительской общественности или членами управляющего совета школы;
- внешняя, когда программа направляется в стороннюю организацию (например, институт развития образования; муниципальный экспертный совет) или конкретному специалисту (например, муниципальной методической службы) для ее оценки и подготовки экспертного заключения.
В последние годы получает распространение так называемая общественная экспертиза программ, когда образовательное учреждение представляет свою основную образовательную программу на «суд» педагогической общественности, социальных партнеров, местного сообщества. В этом плане возможно использование сайта образовательного учреждения, социальных сетей.
На уровне образовательного учреждения (внутренняя) экспертиза программы может осуществляться по следующему алгоритму:
- постановка цели и задач экспертной деятельности, разработка (определение) критериев оценки, отбор инструментов и определение формата представления результатов,
|
|
- изучение текста программы,
- выявление положений программы, определяющих цели, задачи и средства их реализации,
- оценка положений программы по заданным критериям,
- определение дальнейшей «судьбы» программы,
- подготовка экспертного заключения.
Существенное место в процедуре экспертизы занимает изучение текста программы, предполагающее поиск ответов на следующие вопросы:
- Что это за документ и каково его предназначение?
- Каковы основания его разработки?
- Какова цель реализации данной программы?
- На достижение каких результатов нацелена программа?
- Каково содержание деятельности по достижению поставленной цели?
- Каким образом организуется деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса?
- Каким образом будет отслеживаться достижение планируемых результатов?
- Какие условия будут определять успех в достижении планируемых результатов?
Изучение текста программы позволяет познакомиться с документом и сформировать общее представление о программе. Следующим шагом является определение соответствия программы установленным требованиям.
Одним из оснований проведения экспертизы может быть выполнение общих требований к программной документации, среди которых мы выделяем:
- целенаправленность,
- ясность и конструктивная целостность,
- выполнимость,
- результативность,
- соответствие требованиям к структуре.
Вторым основанием для экспертизы может стать комплексность программы и соответствие ее основным целям, определяемым ФГОС.
Третьим основанием проведения экспертизы является согласованность целей и средств их достижения. Важно определить, насколько выбранные средства эффективно позволяют решать поставленные задачи и достичь планируемых результатов.
По результатам экспертизы оформляется экспертная карта.
Таблица 24