Уровень | Назначение экспертизы |
Разработчик программы | предварительная оценка замысла, а затем и программы с точки зрения соответствия требованиям |
Методическое объединение по предмету | оценка качества программы (готовности программы к реализации) и принятие решения о рекомендации программы к утверждению (или направление на доработку) |
Администрация (заместитель директора, курирующий преподавание учебного предмета) | оценка программы в контексте реализации общих целей образования, определенных основной образовательной программой школы |
В качестве критериальной основы проведения экспертизы программы можно использовать следующие параметры:
-соответствие Концепции и требованиям ФГОС соответствующей ступени общего образования;
-полнота структуры программы и согласованность структурных элементов программы между собой;
-реализация деятельностного подхода;
-направленность на достижение основных результатов образования, определенных в основной образовательной программе школы (например, формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции);
|
|
-адекватность педагогических средств особенностям обучающихся (возрастным, индивидуальным).
Программа может быть оценена с точки зрения соответствия общим требованиям, так, программа учебного предмета, курса должна быть актуальной, инструментальной (то есть раскрыть пути и средства реализации, технологию), понятной и обладать новизной.
Оценка программы может осуществляться с помощью контрольных вопросов, например:
-Соответствуют ли сформулированные в программе учебные цели общим целям образования?
-Можно ли достичь поставленных целей избранными педагогическими средствами (содержание курса, методы обучения и формы организации педагогического процесса)?
-Достаточно ли времени на освоение данной программы (тем)?
-Обеспечена ли программа ресурсами (информационными, методическими, материально-техническими)?
-Соотносятся ли заданные учебные цели и педагогические средства с исходным уровнем подготовки учащихся?
Одним из ключевых требований к программе является согласованность целей и педагогических средств ее реализации. По данному параметру экспертиза может быть осуществлена посредством использования матрицы оценки рабочей программы (табл. 27). Представляемая матрица может быть использована как на этапе экспертизы программы, так и на этапе оценки ее замысла.
Таблица 27