План ответа:
1.Актуальность проблемы формирования управленческой культуры руководителей.
2.Понятие «управленческая культура».
3.Профессиональные, деловые и личностные качества руководителя.
Литература:
1. Митин А.Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург, Уралвнешторгиздат, 2001.
Золотарева Галина Михайловна. Формирование культуры управления персоналом в процессе профессиональной подготовки менеджеров: диссертация... кандидата педагогических наук. – Тамбов, 2008.
3. Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. М., "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997.
4. Шепель В.М. Управленческая этика. М., Экономика, 1989.
Основное содержание ответа:
В современных социокультурных условиях России развитие системы дошкольного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми его звеньями. Управление – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития ДОУ.
Вопросы теории управления образовательными системами рассматривали такие ученые, как Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, В.С.Лазарев, Л.Л.Редько, Т.И.Шамова и др. Вопросы управления дошкольным образованием изучали Н.Ф.Виноградова, О.Сафонова, Р.М. Чумичева, Л.И.Фалюшина и др.
Исследователи подчеркивают, что качество педагогического процесса определяется не только деятельностью всех сотрудников детского сада, но и деятельностью отдельных педагогов. Решающая роль здесь отводится деятельности руководителя, а именно управленческой культуре.
Управленческая культура - это, с одной стороны, особый вид культуры, связанный с воспроизводством ценностей среды в производственной жизни, с другой, - элемент управленческой деятельности, имеющий свои цели и средства их реализации, в-третьих, это характеристика профессионального и нравственного уровня руководителя (Левченко Г.Н.).
Культуру управления определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, профессионализм управленцев, применяемые методы стимулирования, восприятие персонала как достояния организации, повышение уровня удовлетворенности трудом и т.д. Сегодня культура управления – это культура сотрудничества, соучастия, консенсуса, гласности. Цель руководителя – дать каждому работнику и организации возможность максимально проявить свои способности.
По мнению А.Агеева и М.Грачева, высокий уровень управленческой культуры характеризуется способностью вести за собой людей, создавать ценностную структуру, осуществлять функции «социального архитектора». М. Вудкок и Д.Френсис предъявляют следующие требования к современному лидеру: навыки руководства, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать коллектив. Некоторые исследователи называют более 200 качеств, характеризующих успешного управленца.
По нашему мнению, руководитель ДОУ, имеющий высокий уровень культуры, должен обладать профессиональными, личностными и деловыми качествами.
К профессиональным относят те, которые характеризуют грамотного специалиста. Это:
-высокий уровень образования, педагогического опыта, компетентности в педагогической профессии;
-широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности: психологии, экономики, менеджмента;
-стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
-поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
-умение рационально использовать время, планировать свою работу.
Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:
-высокие моральные стандарты;
-физическое и психологическое здоровье;
-внутренняя и внешняя культура;
-справедливость, честность;
-отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
-оптимизм, уверенность в себе.
Но обладание ими – тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо руководителем делают человека деловые качества:
-умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;
-доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
-контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
-инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
-умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
-стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность к риску.
Л.И.Фалюшина отмечает, что показателями высокого уровня управления ДОУ являются:
-высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;
-успешность деятельности педагогов и детей;
-сохранение здоровья детей;
-полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе;
-благоприятный климат в коллективе;
-атмосфера творчества, сотрудничества.