СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и значение организационной культуры. Виды и элементы организационной культуры.
2. Содержание и типы организационных культур.
3. Культура управления. Основы делового этикета
4. Процесс управления развитием организационной культуры
5. Задачи и функции кадровых служб.
6. Кадровый потенциал. Кадровый цикл. Мониторинг персонала.
7. Современные методы оценки персонала.
8. Аттестация персонала и порядок ее проведения.
9. Подбор и приобретение персонала. Лизинг персонала.
10. Развитие персонала организации.
11. Сущность и роль инновационного менеджмента
12. Цели, задачи инновационного менеджмента
13. Инновационные проекты и программы. Инновационный процесс
14. Кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение инновационной деятельности. Мотивация творчества и нововведений.
15. Природа и последствия конфликтов в организации
16. Причины конфликтов. Типы конфликтов
17. Процесс и фазы развития конфликта
18. Методы разрешения конфликтов
|
|
19. Причины сопротивления преобразованиям. Оценка возможности успеха изменений
20. Процесс управления изменениями
21. Сущность стратегического менеджмента и его определение
22. Система стратегического управления
23. Оценка и анализ внешней среды: основные задачи и порядок проведения работ, угрозы и возможности.
24. Управленческое обследование внутренней среды организации: основные функциональные зоны и задачи обследования
25. Анализ альтернатив и выбор базовой стратегии развития предприятий.
26. Организация реализации целей и общей стратегии. Тактика, политика, процедуры и правила.
27. Анализ сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ.
28. Цели и этапы проведения портфельного анализа
29. Матрица Бостонской консультационной группы
30. Стратегия лидерства на основе низких издержек и условия ее применения
31. Стратегия дифференциации продукции: сущность и подходы к повышению потребительской ценности товара и его сервиса
32. Стратегия фокусирования, синергизма, их сущность, условия применения
33. Выбор стратегии. Оценка выбранной стратегии. Выполнение стратегии.
34. Сущность и функции маркетинга
35. Оценка конкурентоспособности товара
36. Роль, место управления производством в системе управления организацией. Типы производства.
37. Принципы организации производства
38. Управление «точно во время» и его проблемы применения
39. Процесс формирования производственного плана.
40. Процесс организации выпуска новых видов продукции.
41. Информация, ее виды. Требования, предъявляемые к информации.
42. Система информационного обеспечения управления и основы ее организации. Типичные базы данных современного предприятия.
|
|
43. Сущность управления знаниями.
44. Методы управления знаниями сотрудников.
45. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента
46. Основные понятия финансового менеджмента
47. Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Э. Деминга
48. Сертификация продукции и систем качества
49. Международные стандарты ISО 9000:2000
50. Инструменты повышения качества продукции
51. Партисипативная система управления качеством. Кружки качества.
52. Понятие бизнес-процесса. Задачи реинжиниринга бизнес-процесосов.
53. Методики реинжиниринга бизнес-процесосов.
54. Общие понятия эффективности. Критерии оценки эффективности управления: производственно-экономические и социально-психологические
55. Эффективность в традиционных теориях лидерства
56. Концепции ситуационного лидерства.
57. Качества эффективного менеджера
58. Экономические показатели эффективности организации
59. Методы управления затратами: точка безубыточности, метод учета АВС, бюджетирование и т.д.
60. Методы и модели оценки эффективности организации. Сущность, критерии и показатели эффективности управления.
Культура управления. Основы делового этикета
Этикет – это установленный порядок поведения делового человека среди окружающих его клиентов.
Деловой этикет – это установленный порядок делового общения, исходящий из принципов и норм деловой этики, включающий ряд правил, составляющих основу этикета, принятого для цивилизованных бизнесменов.
Культура управления – это обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает:
- совокупность знаний, их структуру и глубину;
- морально-этические нормы работы;
- отношение к труду;
- навыки в организации работы и выполнении ее отдельных элементов;
- умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей
Этика (греч. ethika, от ethos – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность.
Этика – это совокупность принципов человеческого поведения людей.
Этика деловых отношений – это открыто провозглашаемые или декларируемые нормы поведения в деловом мире, которые зафиксированы в текстах и являются общезначимыми.
Основные моральные качества в деловой этике:
Честность и порядочность
Терпимость
Тактичность и деликатность
Справедливость
Деловая обязательность
Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности. Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.
Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.
Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов.
Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления “с наскока” слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает “гасить” конфликтные ситуации.
Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи.
|
|
Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.
У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин “Техасское рукопожатие”, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринимателей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе.
Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность или непорядочность предпринимателей.
|
|
Итак, основной постулат этики каждой уважающей себя компании может быть выражен девизом: “прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”.
Управленческая этика – это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.
Решения и действия руководителей должны быть проникнуты уважением к людям, заботой об их здоровье, духовном и физическом развитии. Управление призвано выступать как надежная система сохранения неприкосновенности личного достоинства людей, как гарант их прав и обязанностей.
Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
С целью повышения уровня этичности руководителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях проводят следующие мероприятия: разрабатываются этические кодексы и карты этики — набор этических правил и рекомендаций; создаются комитеты по этике; проводятся социальные ревизии; осуществляется обучение этичному поведению руководителей и сотрудников; организуются этические экспертиза и консультирование.
Нормы этического поведения руководителя — это правила, базирующиеся на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.
В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель обязан являться примером для подчиненных.
Этика — это, как известно, совокупность принципов человеческого поведения. Распространяя это определение на область предпринимательства, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности.
Культура управления.
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; понятие "культура" применяется для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (например, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни людей (например, культура труда, быта, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Такое определение можно обнаружить в СЭС. (Эту аббревиатуру, а также название "Энциклопедический словарь" мы будем в дальнейшем применять для обозначения неоднократно издававшегося массовыми тиражами Советского энциклопедического словаря. В частности, мы пользуемся изданием: Советский энциклопедический словарь/Научный совет: А. М. Прохоров (пред.) и др. - М.: Советская энциклопедия, 1981.) Как мы видим, полное определение понятия культуры включает множество составляющих ее элементов, уровней, смыслов. Поэтому в конкретном случае следует обозначать контекст, смысл, в котором употребляется это понятие. В частности, очень часто понятие "культура" используется в узком смысле, т. е. для обозначения только духовной культуры, только набора этических норм и правил, обычаев и традиций, а применительно к культуре организации - для обозначения традиций, норм, правил, обычаев, влияющих на поведение работников организации.
Для обозначения явлений этого круга более адекватным представляется понятие "этика".
Этика как философская наука изучает мораль. Мораль - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Понятие "этика" имеет и второе значение: это система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.
Попутно определим понятие "этикет": это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Знание правил этикета и следование его предписаниям может на какое-то время ввести в заблуждение относительно моральных установок и ценностей человека, которыми он руководствуется, но деловая сфера, в которой люди решают проблемы обеспечения своих самых насущных потребностей, способствует быстрому раскрытию истинного лица.