Их классификация, содержание и сферы применения

Методы управления, входящие в эту группу, направлены на познание и раскрытие процессов и закономерностей социального управления, выявление и объяснение управленческих проблем, общественного мнения и т.п. Реализация этих методов находит свое применение практически на всех этапах управленческого цикла (учет, анализ, прогнозирование, планирование, мотивация, контроль), так или иначе связанных со сбором и оценкой информации.

В науке управления познавательно-программирующие методы иногда называют научными методами познания. Их принято делить на общенаучные и специальные (частнонаучные) методы.

В числе общенаучных методов познания выделяются: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и логический методы, обобщение, абстракция, гипотеза, эксперимент, аналогия, моделирование, формализация, системный подход, системный анализ.

Хотелось бы отметить, что общенаучные методы познания постоянно реализуются в практической деятельности органов внутренних дел. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Например, методы анализа и синтеза используются при оценке оперативной обстановки, подведении итогов работы подразделений и служб за месяц, квартал, полугодие и т.д. Анализ входит органической частью во всякое научное исследование и обычно образует его первую стадию. В результате анализа выявляются признаки, свойства, отношения и состояния исследуемого объекта (явления). Так, анализируя состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, управленческую деятельность органов внутренних дел, субъект управления (руководитель, сотрудники аппарата управления) мысленно расчленяет явления и процессы, выявляет отношения между ними. Примером может служить статистика учета преступлений по видам, способам совершения, объектам преступной деятельности, лицам совершившим преступления и т.д. Процедурой, обратной анализу, является синтез, который позволяет субъекту управления выявлять тенденции и зависимости в изменении состояния системы управления.

Приводя примеры применения познавательно-программирующих методов, нельзя не упомянуть о ″классических методах сыщиков″ – дедукции и индукции. Так, следователь, при расследовании преступлений методом анализа выявляет последовательную цепь фактов, как бы расчленяя весь процесс. Одновременно он пользуется методом дедукции, т.е. логического вывода от общего к частному.

В этой связи можно привести еще один пример: при расстановке сил и средств, субъект управления принимает свое решение на основе анализа прошедшего этапа работы органа внутренних дел. При этом, используя методы индукции и обобщения результатов наблюдений и экспериментов, он как бы ″заглядывает в будущее″, т.е. предвосхищает события (явления) с целью выбора оптимального варианта действий.

Основу исторического метода в управлении составляет подход базирующейся на изменяющейся во времени действительности. При исследовании какой-либо проблемы, объекта или явления с целью их дальнейшего видоизменения или совершенствования, субъект управления, как правило, осуществляет ″экскурс в прошлое″ этого объекта (явления). Исторический метод часто находит свое применение при подготовке проектов приказов, реорганизации или совершенствовании структурных подразделений органов внутренних дел и т.п.

Логический подход связан с мысленным обобщением отдельных фактов, событий, отождествлением их с более общим. Например, процесс выработки и принятия решения можно логически формализовать по элементам: осмысление проблемы; формулирование цели и постановка задачи; сбор, переработка, анализ и использование информации; построение вариантов решений; обоснование и выбор наиболее рационального решения; принятие решения в соответствующей форме (устно, письменно). Или, анализируя случайную выборку административных правонарушений в городе N, результаты выводов можно перенести на всю генеральную совокупность административных правонарушений в этом городе. Другими словами, можно считать выборку репрезентативной (соответствующей) всей генеральной совокупности событий.

Абстракция используется в управлении путем отвлечения от несущественного (малозначительного), позволяя выделять главное, что существенно упрощает задачу познания. Однако, научная абстракция предполагает не только умение упрощать ситуацию, но и выделять общие принципы для решения множества однотипных задач.

Гипотеза в управлении является допущением или предположением истины, значение которой не определено. Гипотеза в управлении предполагает выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений. Например, гипотеза о неравномерности поступления сообщений в дежурную часть органа внутренних дел подтверждается экспериментальным методом хронометража в различное время суток и дней недели.

Метод аналогии (соответствия, сходства) также широко используется в управлении органами внутренних дел. Так, изучая результаты социального эксперимента в УВД одной области, можно перенести полученные выводы на типовые УВД (имеющие структурно-штатное подобие и примерно равные условия функционирования).

К числу специальных (частнонаучных) методов познания относят: аналитическое обследование (группировка, ранжирование и др.); социологическое обследование (выборка, контент-анализ, экспертные оценки и др.); статистический анализ (аппроксимация, экстраполирование и др.); социологические методы (опрос, анкетирование, интервью и др.); функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный); графические методы и др.

Наиболее широко в управлении органами внутренних дел используются различные методы исследования (обследование). Они подразделяются на методы сбора информации и методы ее анализа. К числу первых относятся различные формы опроса (массовое анкетирование, интервью, экспертные опросы и т.п.), наблюдение, обработка документов. В числе методов анализа информации используют статистические группировки, ранжирование, шкалирование, индексирование, выявление зависимостей. Применение ЭВМ в деятельности органов внутренних дел позволяет использовать более сложные виды анализа информации – факторный, регрессионный, дисперсионный.

Необходимо иметь ввиду, что для проведении конкретного исследования разрабатывается методика его проведения. При этом важно помнить, что если метод – это путь исследования, способ построения системы знаний или совокупность приемов и операций изучения действительности, то методика – это конкретные правила, приемы и средства реализации методов познания действительности[124].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: