Убеждение и принуждение

Как уже отмечалось выше, убеждение и принуждение являются всеобщими, универсальными методами управленческого воздействия. Поэтому их вариантность присутствует во всех сферах социального управления. ″При этом на первое место выступает убеждение, а затем принуждение. Такое соотношение методов вытекает из общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задач интересам человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения″[126].

Необходимо отметить, что убеждение направлено на добровольное исполнение объектом управления воли субъекта. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления. В этой связи, как нельзя кстати, А.Г. Ковалев в своей работе отмечает: ″Убеждение – это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, отношения, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества… Убеждение, – продолжает он, – по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого″[127].

Убеждение как метод воздействия в правоохранительной деятельности государства означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на объект, его волю, поведение людей, которое порождает, укрепляет сознательность, соответствующую целям и задачам этой деятельности, побуждает к осознанному исполнению требований субъекта. Соответственно, как убеждение, так и принуждение могут носить как государственный, так и общественный (негосударственный) характер. Но здесь есть одна немаловажная особенность, обусловленная правоохранительной функцией государства, которую необходимо помнить и соблюдать. Она заключается в следующем: убеждение применяется всеми субъектами управления, а принуждение – специально уполномоченными субъектами управления – государственными органами и общественными формированиями на основании правовых норм и норм общественных организаций в установленном ими порядке.

Основными видами убеждения в управленческой деятельности органов внутренних дел являются разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта, поощрение и др.

Существенную стимулирующую роль в управлении играет поощрение (моральное и материальное стимулирование). Поощрение – это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в работе или выполнением общественного долга. Меры поощрения могут быть морального, материального и морально-материального характера[128]. В систему мер поощрения, в частности, входит высшая степень отличия – звание Герой российской Федерации, ордена и медали, например, медаль ″За отличие в охране общественного порядка″. В систему мер поощрения входят также почетные звания, например, ″Заслуженный юрист Российской Федерации″ и др.

Правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, а также дисциплинарными уставами и положениями, действующими в ряде отраслей управления, также предусматриваются меры поощрения работников за трудовые успехи. Так, статья 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации гласит: ″ За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений:

– объявление благодарности;

– выдача денежной премии;

– награждение ценным подарком;

– занесение в Книгу почета, на Доску почета;

– награждение Почетной грамотой;

– награждение нагрудным знаком;

– награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел;

– награждение именным оружием;

– досрочное присвоение очередного специального звания;

– присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных в настоящей статье видов поощрений применяются также повышение размера стипендии и предоставление внеочередного увольнения из расположения учебного заведения.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации".

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации″.[129]

Меры общественного воздействия – это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации. Эти меры по своей природе носят воспитательный характер. Они воздействуют посредством убеждения, разъяснения, положительного примера, критики и осуждения антиобщественных поступков, в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов и т.п. Вместе с тем общественные организации награждают граждан почетными грамотами, Почетными знаками и др.

Но к сожалению, убеждение не всегда оказывается достаточно эффективной мерой воздействия на управляемых. Поэтому субъект для реализации целей управления в этом случае вынужден применять принуждение. Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле своей. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Например, нарушении норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций может повлечь лишь применение мер общественного воздействия.

К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государственного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.

Дисциплинарное принуждение связано со служебными отношениями субъекта и объекта управления. Оно применяется в целях обеспечения надлежащего и своевременного выполнения объектом управления, нижестоящим органом и его работниками распоряжений субъекта управления, т.е. вышестоящего органа (должностного лица). Дисциплинарное принуждение находит свое выражение в дисциплинарной ответственности, которая наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей[130]. Так, согласно статье 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий:

– замечание;

– выговор;

– строгий выговор;

– предупреждение о неполном служебном соответствии;

– понижение в должности;

– снижение в специальном звании на одну ступень;

– лишение нагрудного знака;

– увольнение из органов внутренних дел.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения[131].

Административное принуждение применяется уполномоченными на то органами и должностными лицами. Его применение связано рамками служебных отношений. Административное принуждение может применяться независимо от служебной подчиненности. Оно служит общим целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка. Административное принуждение включает в себя меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания. Поскольку в курсе ″Административная деятельность органов внутренних дел″ названные меры рассматриваются достаточно подробно, то мы остановимся на них лишь обзорно.

Итак, под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях предупреждения правонарушений и наступления обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Эти меры имеют профилактическое значение. В частности, к мерам административного предупреждения относятся: прекращение движения транспортного средства при возникновении угрозы общественной безопасности или безопасности дорожного движения; запрещения включения в эксплуатацию неисправной отопительной системы, производимое органами государственного пожарного надзора; проверка документов и др.

Под мерами административного пресечения и административно-процессуального обеспечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами и должностными лицами в целях прекращения правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения виновного к ответственности. К этим мерам относятся: требование прекратить правонарушение; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; задержание; отстранение от работы лиц, страдающих инфекционными заболеваниями; принудительное лечение венерических заболеваний и другие меры медико-санитарного характера; меры технического характера и др.

Под административным взысканием понимается принуждение, применяемое уполномоченными на то органами и должностными лицами в целях наказания нарушителя и предупреждения новых правонарушений. Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на нарушителя либо во временном лишении его специального права. Виды административных взысканий указаны в законодательных и иных административных актах об административных правонарушениях. В частности, к административным взысканиям относятся: предупреждение, штраф, конфискация и др.

Материальное принуждение заключается в возмещении материального ущерба, нанесенного противоправными действиями предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Порядок возмещения материального ущерба регулируется действующим законодательством. Размер нанесенного ущерба определяется, как правило, судом, который выносит по делу соответствующее решение о взыскании материального ущерба. Вместе с тем, в предусмотренных законодательством случаях, решение о возмещении материального ущерба может быть принято уполномоченными на то органами управления или должностными лицами[132].

Меры уголовного принуждения применяются за совершение преступления органами следствия и судами в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со статьей 44 Уголовного кодекса, в качестве государственной меры принуждения выступает наказание, которое назначается по приговору суда. Она заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Статья 45 УК предусматривает следующие виды наказаний:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

ж) конфискация имущества;

з) ограничение свободы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь[133].

Такова вкратце сущность и разновидность методов убеждения и принуждения. Являясь универсальными методами управленческого воздействия, убеждение и принуждение конкретизируются, выражаются в других производных от них методах, к числу которых относятся административные, социально-психологические и экономические методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: