Принципы международного права

В теоретических и международных юридических трудах и документах встречаются такие понятия как «принцип международного права», «общие принципы», «отраслевые», «общепризнанные принципы»; основные принципы международного права. Принцип переводится -как «начало». Различные авторы под понятием общих принципов дают два толкования:

(1)общие для международного права и национально-правовых систем;

(2)общие для всех школ науки международного права.

Принципы в системе международно-правовых норм имеют ряд признаков:

1. это наиболее важные, универсальные нормы международного права;

2. это наиболее общие нормы;

3. это общепризнанные нормы, обязательные для всех государств;

4. принципы - это императивные нормы (jus coqens-неоспаримое право), обладающие всей юридической силой;

5. они имеют универсальную сферу деятельности;

6. взаимообусловлены и имеют комплексный характер.

Под принципом международного права понимается «императивная норма» - (jus coqens) – как неоспоримое право общего международного права, которое принимается и признается международным сообществом государств, в целом, как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящего такой же характер» (ст. 53 Венская конвенция «О праве международных договоров» 1968 г.). Этот вывод основывается на том, что ст. 2 Устава ООН обязывает саму организацию и членов, действовать в соответствии с определенными принципами. Отражение этих принципов в договоре (Уставе ООН) придает им силу юридически обязательных норм поведения. Все другие принципы и международные договоры не должны противоречить основным принципам международного права в силу их императивности.

Итак, основные принципы МП – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни. Содержание каждого принципа базируется на положениях Устава ООН «Декларации о принципах международного права» (от 24.10.70г) и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.75 г. (раздел «Декларация принципов, которыми государства–участники будут руководствоваться во взаимных отношениях).

Декларация 1970 г.: «каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов» то есть они находятся во взаимосвязи и не исключают друг друга. К ним относятся:

1. Суверенное равенство государств (равносуверенность) - основан на уважении государственного суверенитета и равноправии государств. Уважение и равенство, как комплексный, двуединый принцип порождает новый феномен – суверенное равенство государств. (Устав ООН п. 1 ст. 2 «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов»). Декларация (1970г.) и Заключительный акт (1975г.) закрепили: «государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т. е. они юридически равны. Декларация (1970г.) «все государства являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

Каждое государство пользуется правами присущими его полному суверенитету. Вместе с тем, оно обязано уважать правосубъектность других государств, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Специфична для Заключительного акта формулировка, что «государство может принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двух или многосторонних договоров».

«Равносуверенность» государств включает следующие элементы:

1. Все государства юридически равны (Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятой ООН (1974 г.) – «все государства юридически равноправны»; Например, в Китае 1мрд. 240млн. человек, а в Республике Науру- 10тысяч, но они равносуверенны (численность по состоянию 2004г).

2. Каждое государство пользуется правами «присущими полному суверенитету» (политическому, экономическому, социальному, духовному, обеспечения порядка и безопасности и др.).

3. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств.

4. Территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны.

5. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, экономическую и культурную систему.

6. Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязанности и жить в мире с другими государствами.

Конкретное проявление принципа нашли отражение также в конституционном праве России и в договорных формулировках, как «каждое участвующие в договоре государство имеет право…», или «обязуется», или «…ни одно государство не может…».

Данный принцип распространяется на действие механизма международно-правового регулирования.

Кроме того, Декларация 1970 г. включает:

-право каждого государства на свободу и политическую независимость;

-право устанавливать свои законы и административные правила;

-право принадлежать к международным организациям;

-быть или не быть участником договора;

-право на «нейтралитет»;

-равное право на обеспечение своей безопасности, не нанося ущерба безопасности другим государствам;

-иммунитет каждого от юрисдикции другого государства.

В праве не существует и не может существовать исчерпывающего перечня сфер, которым бы ограничивалась сфера действия принципа суверенного права государств.

В современном международном общении в некоторых случаях противопоставляются принципы суверенного равенства государств. Имеется ввиду институт постоянного членства в Совете безопасности ООН (СБ) и их правом вето при принятии решения (постоянные члены СБ- Великобритания, США, Россия, Франция. Китай).

Здесь нет оснований отступления от принципа «суверенности», так как все пять государств обладают статусом ядерной державы. Согласно договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., на них возложена особая ответственность Уставом ООН от имени всех членов ООН за судьбу мира и безопасности. Это же касается и международного режима нераспространения ядерного оружия, в рамках которого решениями ООН и Международного агентства по атомной энергии, возложена особая ответственность ядерных держав.

Суверенное равенство государств, их равноправие в рамках международного права, не означает их восприятие как равных фактически, равнозначности их политической, экономической систем, роли и их веса в международных делах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: