Система международного права

Современное международное право (МП) имеет свои признаки:

- субъектами МП признаются все государства, а не только цивилизованные (как предусматривалось ранее классическим МП);

- субъектами МП являются межгосударственные организации (хотя их правосубъектность является производной и отличается от правосубъектности государства);

- право государств на войну запрещено (государства могут обращаться только к мирным средствам разрешения международных споров);

- если ранее основным источником МП были конституции государств и обычаи, то теперь в своей массе договоры; соглашения;

- осуществлена кодификация многих отраслей МП, (например, дипломатического и консульского права);

Становление международно-правовой концепции России просматривается в официальных актах. В преамбуле Конституции 1993 г. говорится, что народ принимает ее «сознавая себя частью мирового сообщества», все это ставит сложнейшую задачу сочетания национальных и общих интересов государства. Конституция отражает серьезное влияние международного права на ее ядро – на права и свободы человека и гражданина, которые признаются и характеризуются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией» (часть 1 ст. 17).

Такая формулировка дает право полагать, что принципы и нормы международного права, касающиеся прав человека, поставлены на одном уровне с Конституционным правом. Конституция установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры России являются составной частью ее правовой системы (часть 4 ст. 15).

При чем приоритетное применение норм в случае расхождения с законом, предусмотрено лишь в отношении правил договора.

Конституция содержит положение, получившее распространение в конституционном праве современной Европе. Имеется в ввиду ст.79, согласно которой Россия «может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий, в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина, и не противоречит основам конституционного строя РФ». Смысл заключается в выражении готовности во имя сотрудничества идти вплоть до передачи части полномочий межгосударственным объединениям. Юридический аспект - подобная передача полномочий не противоречит конституции.

Между этими самостоятельными правовыми системами (международным и национальным правом) существует тесная взаимосвязь. Однако необходимо отметить (и в этом одна из особенностей) что:

1. международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств. На каждом этапе развития международных отношений, международное право отражает их особенности. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями, активно воздействуя на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

На каждом историческом этапе международное право отражает объективные факторы общественного развития, а не чью либо субъективную волю. Вместе с тем нельзя отрицать роль политиков, дипломатов, ученых и т.п. в формировании норм международного права.

2. главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Тогда как национальные правовые системы регулируют отношения между различными властными структурами государства, между этими структурами и физическими и юридическими лицами, субъектами государства и др.

3. м еждународное право действует только в отношениях между государствами как таковыми.

4. другой особенностью системы международного права является отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Государства добровольно соблюдают нормы международного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении так же своими партнерами по международным отношениям.

5. м еждународное право имеет согласительную природу. Если в национальных системах права, органы государства наделены функцией создания нормативных актов (предписаний) поведения субъектов права, то в международной практике поведения государств не могут возникнуть иначе, как в результате добровольного согласия (согласительный характер).

Международное право выполняет так же выполняет ряд функций:

1. координирующая функция в международных отношениях (в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государства стандарты).

2. регулирующая функция проявляется в установлении государствами четких правил поведения.

3. обеспечивающая функция выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (механизм соблюдения договоров).

4. охранительная функция призвана защищать интересы и права государства (права на законную самооборону, запрещения ряда видов оружия и др.).

Необходимо отметить, что и национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы). В то же время наоборот МП влияет на национальное законодательство (например, обеспечение основных прав человека).

Согласно международному праву, государства не могут ссылаться на свое национальное законодательство для несоблюдения международного законодательства.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1999 г.), посвященной десятилетию международного права (1990 – 1999 гг.) говориться «о необходимости укрепление главенства права в международных отношениях», для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию».

Необходимо признать и это очевидно, что у каждого государства имеются свои национальные интересы, поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международное право, поставить его на службу национальным интересам.

В плане научного исследования проблемы соотношения международного и внутригосударственного права существует 2 теории. Моностическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая - признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются и не прикасаются на курсах. Очевидно истина посредине, с точки зрения нормообразования они являются самостоятельными, а с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.

Таким образом, м еждународное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и международными организациями путем договоров (соглашений) и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные отношения. То есть совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений – родственно праву государства (внутригосударственному национальному праву) являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.

Отношения, регулируемые международным правом, нередко отождествляются с понятием «международные отношения», «международное публичное право», которые включают:

1. отношения между государствами – это двусторонние и многосторонние (охватывающие международное сообщество государств в целом);

2.между государствами и международными межправительственными организациями (имеющими относительно самостоятельный статус);

3.между межправительственными организациями.

Все виды отношений можно в конечном счете классифицировать как межгосударственные отношения.

А существуют ли международные отношения негосударственного характера? Ответ: да! – между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения с иностранными элементами), а также межправительственными организациями, международными хозяйственными (или хозяйствующими) объединениями (субъектами).

Такое пояснение необходимо потому, что в юридической литературе можно встретить суждение, основанное на чисто теоретическом подходе, то есть сводящие международные отношения к деятельности государств вне пределов их территории.

Международное право можно охарактеризовать как особую правовую систему. Имеется ввиду сосуществование двух правовых систем: правовая система государства (внутригосударственная или национальная правовая система) и правовая система межгосударственных отношений.

В принятом понимании МП – это самостоятельная правовая система. В конституционном толковании (трактовке), принятые РФ международно-правовые нормы – это составная часть правовой системы государства. Иначе говоря, признается возможность и реальное участие международно-правовых норм в регулировании определенных внутригосударственных отношений.

Международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно выполняет как единые для всех и большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств, либо принятые двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами. Например, Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров; Венская конвенция о дипломатических сношениях; Конвенция по морскому праву и другие - это общепризнанные (универсальные) нормы.

К локальным нормам в качестве примера, можно отнести -Устав СНГ (соглашения в рамках СНГ; Договор по открытому небу; Устав Совета Европы, Европейские конференции - о защите прав человека и основных свобод; о защите национальных меньшинств; Соглашение РФ, США и Канады «О сохранении белых медведей».

Современное МП является основой международного порядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств.

Международное право имеет сложную систему, это обусловлено совмещением в нем: норм- принципов, общеправовых нормативных комплексов и отраслей, в соответствии с предметом регулирования.

1. Основные принципы международного права составляют ядро для всего механизма международно-правового регулирования, а комплекс (или система) норм определенного функционального назначения составляет общие для МП институты (например, комплекс норм о международной правосубъектности; комплекс норм о международном правотворчестве и т д.);

2. Международное право в целом состоит из отраслей, подотраслей, институтов МП, то есть комплекса однородных норм сложившихся по предмету правового регулирования (например, право международных договоров; право внешних сношений (дипломатическое, консульское право); право международных организаций; международное экономическое право, международное экологическое, гуманитарное, морское, космическое право и другие, например, право международной безопасности).

В пределах отраслей, существуют подотрасли (правовые институты). Так, в праве внешних сношений существует подотрасли:

- дипломатическое право; консульское право; право постоянных представительств в международных организациях; право специальных миссий;

- право иммунитетов и привилегий;

- режим территориального моря и др.

Международное (публичное) право и международное частное право -

тесно взаимосвязаны между собой. Однако, международное (публичное) право представляет, как сказано выше, самостоятельную правовую систему, правовые институты, отрасли (подотрасли), тогда как для международного частного права это не характерно, но они взаимосвязаны в создании правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества и международных связей.

Совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международное значение (характер) – составляют предмет международного частного права, то есть международные не межгосударственные невластные отношения. Однако предмет регулирования двух правовых систем носит международный характер. При этом, межгосударственный характер и особенность данных отношений (особое качество) присущее их основному субъекту (государству) – суверенитету государства. Именно суверенитет обуславливает международные отношения, как властные отношения, которые и регулируются международным правом.

Что регулирует международное частное право? В основе складывающиеся отношения между иностранными физическими и юридическими лицами, между иностранными физическими и юридическими лицами и иностранными государствами (вне политической сферы). Например, данные отношения возникают при заключении брака между иностранцами; заключение внешнеэкономических сделок; осуществление международных перевозок багажа, пассажиров; издание за рубежом своего изобретения, кино-продукции; получение за рубежом наследства; вопросы гражданства и т.д. (авторские права, патентное право). В основном эти правоотношения как имущественного, так и не имущественного характера. Возникает вопрос, а может ли само государство или его органы выступать субъектом международного частного права? – Может! - Если сами отношения будут носить частноправовой характер, а контрагентом выступать физическое или юридическое лицо (например, выпуск государственного займа).

Таким образом, предмет правового регулирования международного частного права составляют: 1. межгосударственные не властные отношения, когда один из субъектов отношений является иностранцем или находится на территории иностранного государства; либо объект отношений находится на территории иностранного государства; либо юридический факт происходит за границей.

Международное частное право сопряжено с такими вопросами, как правовое и процессуальное положение иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц(например, право собственности, внешнеэкономические сделки, договоры перевозки грузов, интеллектуальная собственность, кредитно-расчетные отношения и др.).

(2)в торое отличие можно провести по субъектам правоотношений: в международном праве – это государства (государственные органы, субъекты РФ, государственные организации), а международного частного права – физические и юридические лица.

(3)т ретье отличие – в источниках права. Международное право – в основном, это международные договоры и межправительственные соглашения, конференции: международно-правовые обычаи; акты международных органов. В то время, как международное частное право- внутреннее законодательство каждого государства; международные договоры, обычаи и судебные прецеденты.

(4)в международное частное право входят нормы 2-х видов: материально-правовые (права и обязанности) и коллизионные (коллизия- столкновение, имеется ввиду двух норм различных правовых систем), отсылающие к национальному праву государства. И здесь действует принцип, право каждого государства должно быть применено.

(5) в п орядке рассмотрения споров.

В международном праве споры разрешаются на государственном уровне или в специализированных органах.

В международном частном праве – как правило, в международном коммерческом арбитраже или в государственных арбитражных судах.

(6) международное частное право не составляет какую либо правовую систему или часть какой либо правовой системы, а носит полисистемный характер.

И тем не менее, международное частное право – это не межгосударственные отношения, но имеют место в международной жизни. И поэтому, международное публичное право и конституционное право имеют ряд основных начал, имеющие значение и для международного частного права.

При применении норм частного права, при его собственных принципах, применяются принципы международного публичного права. Например, судебный иммунитет государства (частное право) вытекает из принципа суверенитета (краеугольный камень международного публичного права)[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: