Равноправие и самоопределение народов

Принцип воплощен в Уставе ООН; родившийся во времена буржуазно-демократических революций как принцип национальности. После Первой Мировой войны – как принцип самоопределения и равноправия. Устав ООН (пункт 2 ст. 1), говорит о цели организации «на основе принципа равноправия и самоопределения народов», потом он утвердится в качестве правовой базы в период ликвидации колониальных режимов (остались остатки) и создания независимых государств. При чём не только на этнической основе, но и в союзе народов (наций - понятие адекватно) в федеративные или унитарные государства.

Из данного принципа видно, что все народы равноправны, и каждый имеет право распоряжаться своей судьбой. Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам, закрепило право всех народов свободно устанавливать свой политический статус.

Международные пакты о правах человека (1966 г.) зафиксировали право на самоопределения в договорной форме, обязательной для государств-участников, а Декларация о принципах международного права (1970 г.) как кодифицирующий акт конкретизировала его содержание и определила, что способами осуществления права на самоопределения являются: создание суверенного государства; присоединения к государству или объединения с ним; установление любого другого политического статуса, свободно избранного народом. В Уставе ООН термин «нация» использован в смысле государства, а Организация Объединенных Наций – это организация государств (термин «nation» - на многих языках означает – страна, государство). На русском языке и других языках нация означает единство людей, общности судьбы, культуры, языка, религии. В приведенном положении Устава указаны и субъекты права на самоопределения – «народы».

В Заключительном акте СБСЕ сформулирован «как равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой»; «все народы всегда имеют право в условиях полной свободы, определять, когда и как они желают устроить свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства из вне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое социальное и культурное развитие».

Здесь необходимо заметить о том, что если государство обеспечивает народу право на самоопределение, (то есть определяет само политическую, социальную, экономическую систему, гарантирует права человека), то расчленение такого государства по воле того или иного меньшинства является противоправным. Вполне естественно, что, формулируя принцип самоопределения, государства не могли не позаботиться об обеспечении одного из основных суверенных прав – права на территориальную целостность. В этом состоит суть идеи самоопределения. При решении вопроса самоопределения и территориальной целостности необходимо учитывать уровень демократизма государства, то есть соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов, насколько обеспечены в них и реализовываются права народов. В силу этого территориальная целостность государства не может быть ограничена, в силу принципа самоопределения.

А как быть с этническими религиозными языковыми меньшинствами? В ст. 27 пакта о гражданских и политических правах сказано, что «этим лицам не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, языком, исповедовать религию».

Эти положения нашли отражения и развитие в «Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах лиц принадлежащих к национальным и этническим, религиозным, языковым меньшинствам» (1992 г.). Государства обязаны: охранять на их соответствующих территориях существование и самобытность, поощрять и создавать условия для развития этой самобытности (ст. 1). Одновременно вновь подчеркивается, что Декларация не допускает какую-либо деятельность, нарушающую уважение суверенного равенства, территориальную целостность и политическую независимость государств (ст. 8). Из сказанного видно – связь права на самоопределение с правами человека.

Конференция по правам человека в Вене (1993 г.) и в резолюции ГА ООН (1994 г.) «всеобщая реализация права народов на самоопределение» сказано, что реализация права народов на самоопределение «является коренным условием для эффективного обеспечения и соблюдения прав человека». И второе, положить конец беспределу дестабилизации, связанному с этническими и национальными проблемами.

Конституция РФ не предусматривала и не предусматривает право выхода из состава Федерации, территория РФ целостна и не отчуждаема. В этом Конституция РФ не противоречит общепризнанным нормам МП, включая «право народов на самоопределение» (Постановление Конституционного суда от 05.03.1993 г.)

Нередко право на самоопределение объявляется основой всех других прав- к праву отделения. При практической реализации, допускаются грубейшие нарушения других прав и свобод человека. Самым распространенными формами самобытности являются национально-культурные (национально-политические) автономии, которые потом приобретают форму национально-государственного устройства. Велики возможности Федерализма, в рамках которого удается решить национальный вопрос – на основе демократии и верховенства закона. Таким образом, принцип самоопределения народа должен применяться с учетом другого принципа территориальной целостности государства.

В докладе Генерального секретаря ООН «программа мира» говориться: «Если каждое этническая, религиозная, или языковая группа станет требовать государственности, то не будет пределов фрагментации, станет еще более трудным делом достижение мира, безопасности и экономического состояния».

Главное, чтобы все вопросы решались не силой, а демократическим путем. Нельзя также забывать о внутреннем аспекте принципа, значение которого растет, в том числе и для международных позиций государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: