Принцип невмешательства во внутренние дела

Принцип невмешательства – один из устоев современного международного права. Этот принцип в общей форме зафиксирован в Уставе ООН и конкретизирован в международно-правовых документах (например, Декларация ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об уважении их независимости и суверенитета). Принцип суверенного равенства подтверждает право государства независимо выбирать свою социально-политическую систему и т.д. (суверенность власти, экономический, политический суверенитет, суверенитет судебной системы).

Согласно Уставу ООН организация не имеет право на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства и представлять такие дела на разрешение в порядке Устава.

Ни одно государство или группа государств не имеет право вмешиваться прямо или косвенно, по какой бы то ни было причине, во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства (Декларация о принципах МП 1970 г.); Заключительный акт общеевропейского совещания (1975 г.). Суверенность государства обуславливает и самостоятельность во всем, что касается его внутренней жизни (политический, экономический строй, суверенность власти, общественная жизнь, культура, многообразие внутренней жизни и т д.). Это не может быть предметом каких-либо повелений, указаний, советов, давлений, оказания влияния и т п. действий другого государства. Сделано лишь одно исключение: принцип затрагивает применение мер на основании главы 7 пункт 7 ст. 2, то есть принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения таким образом своего преимущества.

Отражая реальное положение вещей, международное право в исключительных случаях допускает неравенство в правах (например, одно государство заключило больше договоров или является членом-участником в каких-либо международных организаций и здесь больше прав), но договоры связывают их и с дополнительными обязанностями.

Но, это касается конкретных, а не суверенных прав. Суверенный статус у всех государств одинаков, то есть МП не регламентирует внутреннюю компетенцию государства, поскольку она обусловлена государственным суверенитетом и определяется актами государства. По мнению Международного суда ООН, равенства означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом.

Критерием концепции невмешательства являются международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН:

- не организовывать, не разжигать, не финансировать, не подстрекать или не допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, не способствовать ей, а также не вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве;

- воздерживаться от оказания содействия, поощрения или поддержания, прямо или косвенно, мятежной или сепаратистской деятельности в других государствах под каким бы то ни было предлогом или от каких-либо действий, подрыв стабильности другого государства или его институтов;

- воздерживаться от организации, обучения, финансирования или вооружения политических и этнических групп на своей территории или территории другого государства, подрывной деятельности, создание беспорядков или волнений в других странах.

Не является вмешательством: меры контроля, проверки и инспекции на месте, предусмотренных международными соглашениями (по мерам разоружения) (Конвенция 1993 г. о запрещении химического оружия и «Договор 1996 г. о всеобъемлющим запрещении ядерных испытаний» – оба документа предусматривают вторгающуюся функцию во внутренние дела государства, - интервенцию).

Практически таким же образом действует различные механизмы ООН, занимающиеся вопросами прав человека.

Проекты Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленной Комиссией международного права (при ООН, есть и наш представитель), вмешательство во внутренние или внешние дела государства, указывается в числе такого рода преступления. Любое лицо, которое как руководитель или организатор совершает или отдает приказ о совершении акта вмешательства, подлежит уголовной ответственности (однако Статус Международного уголовного суда 1998 г. не содержит преступления- вмешательство).

Под вмешательством необходимо понимать не только прямое, но и косвенное политическое, экономическое, военное, техническое; непосредственно государством или органом; вмешательство транснациональными корпорациями (их активы нередко превышают бюджет государства).

Взять, например, экономическое вмешательство, экономическую блокаду, прекращение торговых отношений или снижение объема, отказ от осуществления крупных программ технической или экономической помощи и др. «Косвенное» вмешательство осуществляется не самим государством, а находящимися под его контролем физических и юридических лиц.

Нарушение принципа невмешательства одновременно нарушает принцип добросовестного выполнения обязательств и суверенного равенства. Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов, явно внутреннего характера. Например, содействие повышения уровня жизни, полной занятости населения, уважения прав человека (ст. 55) и т.д. Все это не противоречит принципу не вмешательства во внутреннюю компетенцию государства.

Особая острота проблемы – вооруженные конфликты, которые несут большие беды (особенно внутренние), показательна здесь Югославия. К сожалению, политика стран НАТО не дала возможности реализовать свой потенциал, что привело к затягиванию конфликта. Вместе с тем отдельные государства вправе оказывать помощь (в том числе военную) законно избранному народом правительству в случае попытки свергнуть его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: