Принцип неприменения силы или угрозы силы

Принцип неприменения силы или угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в XX в. и связаны с таким правовыми актами, как «Конвенция о мирном решении международных столкновений (1899 г.)» и «Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам (1905г.)».

В международной практике, ввиду отсутствия надгосударственной власти, сила находится в распоряжении самих субъектов и поэтому государства считали своим суверенным правом применение силы, то есть неограниченное право на войну (jus ad bellum). Такой подход был несовместим с международным правом.

Несмотря на большие жертвы в Первой Мировой войне и массовые требования запретить агрессивную войну, Статут Лиги Наций этого не сделал, введя лишь некоторые ограничения (ст. 12 обязывала государства не прибегать к войне до тех пор пока не использованы определенные мирные средства).

Начало исправления ситуации относится к 1928 г. Особое значение в осуждении и отказе от обращения к войне имел «Парижский договор» от 28.08.1928 г. (пакт Бриала-Келлога).

Согласно ст.1 договора: «Высокие Договаривающиеся стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики». Ст. 2 предусматривала «решение споров или конфликтов мирными средствами».

В качестве главной цели Устав ООН установил:

- избавить грядущее поколение от бедствий войны;

- принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах;

- запрет применения не только вооруженной силы, но силы вообще;

- более того, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН (пункт 4 ст. 2).

Конкретизируя выше изложенное, Декларация (1970 г.) возложила на каждое государство обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных, споров. Это положение нашло развитие в заключительном акте СБСЕ (1975 г.) принципа нерушимости границ.

Рассматриваемый принцип является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от социально-политической, экономической системы. Устав ООН предусматривает применение силы лишь в двух случаях:

-по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, либо нарушения мира, или акта агрессии (гл.VII);

-в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Генеральная Ассамблея ООН не раз принимала резолюции в поддержку принципа не применения силы, раскрывавшее его содержание. Заслуживает внимание Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.).

Международные документы дают толкование и уяснения «понятия силы». Сюда входит агрессивная война, которая рассматривается как преступление против мира и она настолько опасная, что по МП предусмотрен запрет пропаганды агрессивной войны. Генеральная Ассоциация ООН (1974 г.) дает определение агрессии, как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости государства, то есть широкомасштабные военные действия. Поэтому не всякое применение военной силы может быть, как агрессивная война, а квалифицируется как акт агрессии (например, пограничный инцидент).

Статья 3 (ГА ООН – 1974 г.) дает перечень конкретных агрессивных актов:

- вторжение и нападение Вооруженных Сил(ВС) на территорию другого государства или любая военная оккупация;

- бомбардировки или применение другого оружия по территории другого государства;

- блокада портов или берегов государства ВС другого государства;

- нападение ВС одного государства на ВС другого (сухопутные, морские, воздушные флоты);

- засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп наемников.

Этот перечень не может быть исчерпывающим в силу ст. 4 – «Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава».

Принцип неприменения силы и угрозы силой не исключает правомерного применения силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН, в целях поддержания международного мира и безопасности. Устав ООН в статье 51 подчеркивает, что это право возникает в случае вооруженного нападения одного государства на другое. При этом статья 51 требует немедленно сообщить в СБ. Применение такой силы может иметь место только в случаях угрозы миру; нарушения мира;

акта агрессии по решению СБ ООН и под его контролем.

Также СБ и только он трактует понятие: сила, сооруженная сила, не вооруженная сила, угроза миру, нарушение мира, агрессия, акт агрессии, вооруженное нападение, индивидуальная и коллективная самооборона и устанавливает применение мер. Запрещение пропаганды войны (Декларация 1970 – 1987 гг.), принцип неприменения силы и угроза силой самым тесным образом связаны с системой поддержания международного мира и безопасности, являясь его центральным звеном.

10. Мирное урегулирование споров.

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой, их становление проходило, по существу, одновременно. Принцип закреплен в Уставе ООН. Ему специально посвящен ряд резолюций ГА ООН в частности Манильская Декларация о мирном разрешении Международных споров (1982 г.).

Хотя общепризнанного понятия «международный спор» в международном праве нет. Большинство склонны полагать, что под международным спором надо понимать наличие между субъектами МП неурегулированных вопросов, разногласий, по самым различным проблемам международных отношений, а также расхождений в толковании международных договоров. При этом четко обозначены – предмет спора и взаимные претензии.

Устав ООН обязывает решать в первую очередь споры и ситуации, продолжение которых угрожает поддержанию международного мира и безопасности. Постоянный член СБ, являясь стороной в споре воздерживается от голосования (ст.27) и не обязан этого делать при рассмотрении ситуации. Из МП вытекает обязанность всех субъектов разрешать все возникающие споры независимо от их характера и причин возникновения, исключительно мирными средствами.

Здесь нормативное требование, отказ от применения силы и угрозы силой. В Декларации о принципах МП (1970 г.) прямо указывается, что «каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой, в качестве средств разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов касающихся государственных границ».

Принцип не распространяется на споры, касающиеся дел, входящих во внутреннюю компетенцию любого государства (принцип невмешательства).

Как известно спор легче предотвратить, и здесь характерны такие методы, как профилактика, предупреждения разрастания. Этой проблеме посвящена специальная резолюция ГА – «Декларация о предупреждении и прекращении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности», и о роли ООН в этой области (1980 г.). Это – добросовестно выполнять свои обязательства, развивать отношения на основе суверенного равенства; повышать систему коллективной безопасности; переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная и согласительная процедуры, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к международным обязательствам и др.

Наконец Устав ООН выделяет категорию споров юридического характера, которые рассматривают не СБ, а международный суд (пункт 3 ст. 36) это: толкование договора, любого вопроса международного права; нарушение международного обязательства; характер и размер возмещения за нарушение международного обязательства.

Кроме того, в большинстве двусторонних и многосторонних договоров содержатся специальные постановления о процедуре разрешения возникающих при их осуществлении споров. Сегодня очевидно, что право мирного разрешения международных споров – можно, с достаточным основанием, выделить в особую отрасль МП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: