Использование теорий в практической деятельности государств

При разработке экономической политики, в том числе политики занятости, в разных странах и в разное время использовались разные теории. Однако можно утверждать, что со времени самого мощного мирового кризиса 30-х годов преобладающей теорией стала кейнсианская. Она была использована президентом США Ф. Рузвельтом при осуществлении мер для вывода страны из глубокого кризиса и преодоления массовой безработицы.

Положения кейнсианской теории в США отразились в Законе о занятости 1946 г. и Законе о полной занятости и сбалансированном росте 1978 г. (Закон Хэмфри-Хоукинса). Первый, в частности, гласит: «Конгресс объявляет, что постоянной политикой и ответственностью федерального правительства является использование всех практических средств... с целью создания и поддержания... условий, при которых соответствующие возможности трудоустройства будут предоставлены... всем способным, желающим и ищущим работу...».

Цитируя эту часть закона, Самуэльсон писал: «Закон о занятости 1946 г. представляет собой важное нововведение в нашей стране. Он возложил на правительство ответственность за обеспечение занятости и создал для конкретных действий соответствующий механизм в правительстве и конгрессе».

В 70-е и 80-е годы, когда, как уже говорилось, безработица в ряде стран стала сочетаться с инфляцией, значительное влияние в США и некоторых других странах Запада получили рекомендации монетаристов.

Согласно их теории, борьба с дефицитом государственного бюджета была выдвинута на передовые позиции в практической деятельности многих правительств. Так, в США даже принята поправка к Конституции о том, чтобы исполнительная власть ежегодно проводила балансирование государственного бюджета в соответствии с принципом «правительство должно жить по средствам». Положения монетаристов использовало и правительство М. Тэтчер.

Учет другой рекомендации монетаристов в политике снижения налогов, прежде всего с самых богатых, проводимой в США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем-старшим, существенно увеличил дефицит государственного бюджета (с 79 млрд. в 1981 г. до 290 млрд. долл. в 1992 г.) и государственный долг с 800 млрд. до 3 трлн. долл. Темпы экономического роста замедлились. Расчеты на увеличение капитальных вложений за счет сбережений богатых не оправдались. Инвестиции сократились по отношению к национальному доходу в 80-е годы по сравнению с 60-ми почти в 2 раза.

Но в эти годы многие государства опирались на кейнсианскую теорию. Так, В. Жискар д'Эстен, будучи Президентом Франции, проводил во время кризиса 70-х годов регулирование безработицы и говорил, что «сказалась действенность теорий Кейнса и Бевериджа, научивших нас бороться с безработицей путем стимулирования глобального спроса на инвестиции».

Президент Клинтон тоже в определенной мере использовал положения Кейнса. Он провел в Конгрессе Закон об увеличении налогов, что создало возможность ежегодно вкладывать миллиарды долларов в экономику для создания новых рабочих мест, обновления инфраструктуры (вложения в транспорт, научные исследования, охрану окружающей среды и т.д.), а также осуществления социальных мер, в частности, развития здравоохранения.

Ярким примером умелого сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием экономики при сильной централизованной власти является реформа Л. Эрхарда, проведенная в конце 40-х и 50-е годы в ФРГ, известная в истории как «западно-германское чудо».

Что касается теории монетаристов, осуществляемой Международным валютным фондом (МВФ), то она (в ее, так сказать, чистом виде) еще нигде не дала ощутимых результатов, в том числе в России.

Переход России к рыночной экономике и решение проблем занятости и безработицы, по сути, теоретически не были обоснованы. Но положение в стране сложилось таким образом, что пришедшие к власти демократы оказались под влиянием монетаристской теории. Это влияние оказывалось МВФ, который нередко диктовал руководству России свою волю, а также советниками российского правительства - профессорами монетаристского толка Джефри Сакса и Андреса Ослунда. Не без давления МВФ в стране создалась нехватка денежного обращения, и возникло положение всеобщих неплатежей.

В середине 1998 г. в РФ количество денег в обращении составляло 13 % ВВП, в то время как в Германии и Франции - более 20 %, а в других странах свыше 40-50 %. Различные формы нерублевых расчетов (бартер и другие) составляли 70 % всех операций в экономике России. Но рыночная экономика без денег - это нонсенс.

Что касается государственного регулирования экономики, то полный отказ от него российского правительства в 1991 г. (когда экономика еще на 9/10 была государственной) привел к разграблению страны, обнищанию основной массы населения и росту безработицы. Монетаристская политика оказалась для России необоснованной и вредной, а кейнсианская - невостребованной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: