Понятие, принципы и формы занятости

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и связи с трудом.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации», в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер.

Первый принцип - обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Суть данного принципа заключается в том, что каждый сам для себя решает вопрос: заниматься ему трудовой деятельностью или нет, причем если гражданин решит этот вопрос отрицательно, то никаких негативных юридических последствий это иметь не будет. Ответственность за тунеядство ушла в прошлое. Российское законодательство, вслед за нормами международного права, провозгласило приоритет прав и свобод человека и гражданина, отграничив личную жизнь человека от государственной, общественной жизни. Следовательно, это личное дело каждого - работать ему или нет, и никто не вправе принудить человека к тому или иному решению. Государство лишь устанавливает определенные льготы и гарантии трудящемуся населению (оплату труда, пенсии, отпуска и прочее), но не привлекает принудительно, без достаточных к тому оснований граждан к труду, равно как и не лишает их этого права.

Принцип свободы труда, включая право на труд, предполагает и свободу заключения трудового договора (контракта) на условиях, удовлетворяющих обе стороны. Так, в трудовом договоре (контракте), помимо обязательных условий контракта, могут указываться и дополнительные условия, которые стороны могут включить в договор по своему усмотрению, т.е. работнику также предоставляется возможность самостоятельно принять решение о включении тех или иных условий в трудовой договор (контракт), которым в дальнейшем будет регулироваться его трудовая деятельность.

Стороны могут достаточно свободно определять условия трудового договора, не нарушая при этом установленных государством гарантий. Работодатель может улучшить эти условия по сравнению с гарантиями, закрепленными в законодательстве, но не может их ухудшить. В противном случае условия договоров о труде являются недействительными.

К сожалению, несмотря на демократичность данного принципа, который кардинально изменил положение работников, существенно расширил их права, в России, где сделаны только первые шаги к правовому государству, провозглашение этого принципа имеет и некоторые негативные последствия, связанные с нестабильностью в экономике страны, с коррупцией, взяточничеством. Например, как известно, в настоящее время в соответствии с данным принципом отсутствует распределение после окончания учебных заведений (за некоторым исключением), что отрицательно сказывается на трудоустройстве молодежи, так как без опыта работы они не пользуются спросом на рынке труда.

Этот принцип является основополагающим и находит свое закрепление как в российском законодательстве, прежде всего в Конституции Российской Федерации, так и в международных правовых актах (Конвенциях Международной организации труда, № 29, 1930 г., № 111, 1958 г.).

Второй принцип - создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ. Государство должно гарантировать равенство обращения всем защищенным лицам без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических воззрений, иностранного происхождения, национальности, этнического или социального происхождения, трудоспособности или возраста.

Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция Международной организации труда № 122 «О политике в области занятости», 1964 г., которая обязательна для исполнения на территории России. Названный документ предписывает, что каждое государство должно стремиться ввести, сообразуясь с национальным законодательством и практикой, специальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости. Такие программы должны способствовать получению продуктивной и свободно избранной занятости для определенных категорий, находящихся в неблагоприятном положении лиц, которые сталкиваются или могут сталкиваться с трудностями в поисках стабильной занятости. К таким лицам относятся женщины, молодые трудящиеся, инвалиды, пожилые трудящиеся, лица, являющиеся безработными продолжительное время, трудящиеся-мигранты, проживающие в стране на законных основаниях, и трудящиеся, которых затронули структурные изменения.

В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане:

- работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели; лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров; а также члены производственных кооперативов;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

- трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения.

Сравнение категории «занятые» в интерпретации МОТ, с одной стороны, и Закона «О занятости населения в Российской Федерации», с другой, показывает, что федеральный закон это понятие трактует шире, чем МОТ. Помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте, что совпадает в отмеченных документах, Закон относит к занятым обучающихся очно в разных учебных заведениях. В самом деле, обучающиеся очно - люди занятые. Но следует понимать, что в методике МОТ речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности они экономически не активны. Подобное, казалось бы, разночтение полностью согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную и полную.

Продуктивная занятость - это занятость населения в общественном производстве. Она характеризует экономически активное население и соответствует понятию занятости по методологии МОТ и методике Госкомстата России.

Социально-полезная занятость определяется числом людей, занятых не только в общественном производстве, на военной службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Законе (за исключением занятых в домашнем хозяйстве и уходом за детьми и больными родственниками).

Полная занятость - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости. Он может рассчитываться двумя способами.

1. Уровень занятости экономически активного населения (в %) рассчитывается по формуле:

,

где З - численность занятых; - численность экономически активного населения.

2. Уровень занятости трудовых ресурсов (в %) рассчитывается следующим образом:

,

где - численность трудовых ресурсов.

3.3. Политика занятости в РФ и определение ее эффективности

Современная политика государства в области занятости населения строится на принципах, изложенных в принятом в 1991 г. Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Государственная политика в области занятости населения направлена:

1) на обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

2) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

3) соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;

4) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

5) сочетание самостоятельности республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области;

6) координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

7) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

8) координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов Российской Федерации, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

9) обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости;

10) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Пассивная политика, как правило, включает выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.

На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения представлены Федеральной службой занятости населения России. Федеральная государственная служба занятости населения состоит:

- из Государственного комитета Российской Федерации по занятости населения;

- государственных комитетов республик в составе Российской Федерации по занятости населения;

- центров занятости населения в краях, областях, автономной области, автономных округах, г. Москве и Санкт-Петербурге;

- центров занятости населения в районах и городах.

В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах и районах органы службы занятости подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенций. Финансирование службы занятости осуществляется за счет средств фонда занятости.

Государственная служба занятости обязана анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда; вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников; организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь; разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения; подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в Российскую Федерацию на основе межправительственных соглашений и лицензий; оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных Законом «О занятости населения в Российской Федерации»; выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий; устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

Органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации.

Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно.

В связи с ограниченностью финансовых ресурсов на осуществление программ занятости, важной проблемой становится определение их эффективности. Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

,

где - эффективность политики занятости в течение календарного периода; - численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода; - численность безработных на конец календарного периода.

Данная формула хотя и не может оценить деятельность службы занятости, поскольку многие безработные трудоустраиваются без ее помощи, но дает более или менее объективную картину результатов деятельности всех субъектов рынка труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: