Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер[9].
Правотворчество характеризуется следующими положениями:
оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
основная продукция его – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах;
это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократичности общества.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
научность (ибо процессу подготовки нормативных актов предшествует изучение социально-экономических, политических и иных ситуаций, объективных потребностей развития общества и т. п.);
|
|
профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.)
законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);
правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
правотворчество органов местного самоуправления;
локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество подразделяется:
на законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с осложненной процедурой;
делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;
подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами и т.п.