double arrow

Понятие административного права



Предмет административного права

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Административное право является одной из ведущих отраслей российского права. Оно регулирует широкие области государственной и общественной жизни. В современных условиях вопрос о предмете административного права приобрел особую значимость. Кроме того, его определение в современной административной науке относится к числу проблемных вопросов. Это связано, прежде всего, с изменениями, которые произошли в нашем обществе, государстве. Вопрос о предмете административного права тесно взаимодействует с проблемами исполнения конституционных и административных норм, законодательства о правах и свободах граждан; с проблемами построения системы органов исполнительной власти; деятельности публичной администрации; федерализма; роли государства в области экономики, социально-культурной сфере и административно-политической сферах и т.д. В узком смысле «предмет административного права» – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. А в широком – многообразные общественные отношения названной сферы. На проблемность унификации предмета административного права справедливо указывает известный российский административист Ю.М. Козлов. “Современное российское административное право регулирует отношения: а) в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти; б) внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также прокуратуры; в) возникающие с участием субъектов местного самоуправления”[51].

Все вышеизложенное дает основание для определения предмете административного права как совокупности общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере функционирования субъектов исполнительной власти и осуществления административного судопроизводства, а также в связи с осуществлением иными государственными органами внутриорганизационной деятельности управленческого характера.

Административное право упорядочивает управленческие общественные отношения.

Административно-правовые отношения - отношения, которые непосредственно возникают в связи с выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Границы сферы государственного управления, в которой возникают административно-правовые отношения, определяются наличием специальных субъектов - органов исполнительной власти.

В зависимости от особенностей участников выделяют следующие виды административно-правовых отношений:

- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне;

- между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне;

- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями и т. д.;

- между субъектами исполнительной государственной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

- между субъектами исполнительной власти и негосударственными объединениями;

- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

- между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Управленческие отношения можно классифицировать и в зависимости от конкретных целей на внутренние или внутриорганизационные, и внешние, связанные с воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти, а также с учетом государственного устройства РФ.


Сейчас читают про: