Предмет административного права
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Административное право является одной из ведущих отраслей российского права. Оно регулирует широкие области государственной и общественной жизни. В современных условиях вопрос о предмете административного права приобрел особую значимость. Кроме того, его определение в современной административной науке относится к числу проблемных вопросов. Это связано, прежде всего, с изменениями, которые произошли в нашем обществе, государстве. Вопрос о предмете административного права тесно взаимодействует с проблемами исполнения конституционных и административных норм, законодательства о правах и свободах граждан; с проблемами построения системы органов исполнительной власти; деятельности публичной администрации; федерализма; роли государства в области экономики, социально-культурной сфере и административно-политической сферах и т.д. В узком смысле «предмет административного права» – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. А в широком – многообразные общественные отношения названной сферы. На проблемность унификации предмета административного права справедливо указывает известный российский административист Ю.М. Козлов. “Современное российское административное право регулирует отношения: а) в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти; б) внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также прокуратуры; в) возникающие с участием субъектов местного самоуправления”[51].
Все вышеизложенное дает основание для определения предмете административного права как совокупности общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере функционирования субъектов исполнительной власти и осуществления административного судопроизводства, а также в связи с осуществлением иными государственными органами внутриорганизационной деятельности управленческого характера.
Административное право упорядочивает управленческие общественные отношения.
Административно-правовые отношения - отношения, которые непосредственно возникают в связи с выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Границы сферы государственного управления, в которой возникают административно-правовые отношения, определяются наличием специальных субъектов - органов исполнительной власти.
В зависимости от особенностей участников выделяют следующие виды административно-правовых отношений:
- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне;
- между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне;
- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями и т. д.;
- между субъектами исполнительной государственной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
- между субъектами исполнительной власти и негосударственными объединениями;
- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
- между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Управленческие отношения можно классифицировать и в зависимости от конкретных целей на внутренние или внутриорганизационные, и внешние, связанные с воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти, а также с учетом государственного устройства РФ.